На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Германистам

ПУБЛИКАЦИИ
Статьи и рефераты, посвященные истории Германии, внутренней и внешней политике, партийной жизни ФРГ, экономике. Публицистика, критика, аналитика...

Экономика ФРГ

Краткий обзор (2000 / 2001)


Страна и люди

Федеративная Республика Германии расположена в центре Европы. С нею граничат девять соседних государств: Дания - на севере, Голландия, Бельгия, Люксембург и Франция - на западе, Швейцария и Австрия - на юге, Чешская Республика и Польша - на востоке.

Еще четче вырисовывается это центральное положение после восстановления единства Германии 3 октября 1990 года. Федеративная Республика Германии является более чем когда-либо узловым центром между Востоком и Западом, равно как и между Скандинавией и регионом Средиземного моря. Будучи членом Европейского сообщества и НАТО, Германия выполняет роль связующего звена с государствами Центральной и Восточной Европы.

Территория Германии составляет 357.000 кв.км. Наибольшая протяженность с севера на юг - 876 км, с запада на восток - 640 км. Крайние точки границ: на севере - поселок Лист на острове Зильт, на востоке - саксонская деревня Дешка, на юге - баварское село Оберстдорф и на западе - поселок Зельфкант (Северный Рейн-Вестфалия). Общая протяженность границ - 3767 км.

Численность населения Германии около 82 млн. человек. (В том числе 7,3 млн. иностранцев). После России Германия - наиболее населенное государство в Европе, за ней следуют: Италия - 58, Великобритания - 57 и Франция - 56 млн. жителей. Однако по размеру занимаемой территории Германия меньше Франции (552.000 кв.км) и Испании (505.000 кв. км). Потому по плотности населения - 230 человек на квадратный километр - Германия относится к наиболее заселенным странам Европы. Выше плотность населения только в Бельгии и Голландии.

Население расселено на территории Германии весьма неравномерно. В Берлине, районе большой концентрации, после объединения численность населения растет быстро - сейчас в Берлине насчитывается 4,3 млн. жителей. В промышленных областях на Рейне и Руре, где один город незаметно переходит в другой, проживает свыше четырех миллионов человек - примерно 5500 человек на квадратный километр. Другими районами промышленно-городской агломерации являются Рейнско-Майнская область с городами Франкфурт, Висбаден и Майнц, промышленный регион Рейн-Неккар с городами Мангейм и Людвигсхафен, экономический регион вокруг Штутгарта, а также экономические районы Бремена, Дрездена, Гамбурга, Кёльна, Лейпцига, Мюнхена и Нюрнберга - Фюрта. Этим густонаселенным регионам противостоят весьма малонаселенные области, территории пустошей и торфяных болот на Северо-Германской низменности, в области Эйфеля, Баварского Леса, Верхнего Пфальца, земля Бранденбург и обширные пространства Мекленбурга-Передней Померании.

Плотность населения на западе Германии значительно выше, чем в пяти новых федеральных землях на востоке. Почти на 30% площади там проживает лишь пятая часть (16 млн.) населения страны. В восточной части Германии имеется четыре из 20 городов с численностью населения свыше 300.000 человек.

Почти каждый третий житель республики проживает в одном из 84 крупных городов (свыше 100.000 жителей). Это около 26 млн. человек. Преобладающее большинство населяет, напротив, села и небольшие города: свыше семи миллионов проживают в местечках с численностью населения до 2.000 человек, 46 млн. - в общинах с численностью населения в пределах 2.000-100.000 человек.

Численность населения в старых и новых землях с начала семидесятых годов неумолимо уменьшается вследствие сокращения рождаемости. По коэффициенту рождаемости - 10,5 детей на 1.000 жителей в год (старые земли) - Германия относится к странам с самой низкой рождаемостью. Прирост численности населения после второй мировой войны был обусловлен главным образом эмигрантами. На территорию сегодняшней Германии прибыло около 13 млн. немцев, изгнанных и беженцев из бывших восточногерманских провинций и Восточной Европы. Большой поток беженцев из Восточной Германии в Западную наблюдался до возведения Берлинской стены в 1961 г. и полной изоляции бывшей ГДР. С начала шестидесятых годов иностранные наемные рабочие - “гастарбайтеры” в большом количестве приезжали в старые земли республики, которые переживали экономическую экспансию и где остро ощущалась нехватка рабочей силы.

Немцы

В течение последней тысячи лет германский народ сформировался в основном из различных германских племен: франки, саксонцы, швабы и баварцы. Теперь этих древних племен в их первоначальном облике давно уже нет, но их традиции и диалекты все еще можно встретить в исторически сложившихся региональных группах. Во всяком случае, древние племена едва ли можно отождествлять с населением отдельных федеральных земель. Земли в том виде, в каком они представлены сегодня, созданы большей частью после второй мировой войны с участием оккупационных властей, причем при прокладке границ традиции не очень-то и учитывались. К тому же потоки беженцев и крупные миграции послевоенного периода, а также мобильность современного индустриального общества более или менее размыли границы между различными группами населения. Остаются отличительные особенности, которыми наделяются отдельные группы населения. Так мекленбуржцы считаются замкнутыми, швабы - скупыми, жители Прирейнских земель - жизнерадостными, а саксонцы - трудолюбивыми и находчивыми. Это перечисление можно было бы продолжить. Поэтому, в конечном счете, характерными являются лишь общие признаки поведения, присущие той или иной группе.

Язык

Немецкий язык принадлежит к большой группе индогерманских языков, а в ее рамках к германским языкам, и является родственным с датским, норвежским и шведским языками, с голландским и фламандским, равно как и с английским языком. Формирование общего литературного языка приходится на период перевода библии Мартином Лютером.

Германия богата диалектами. У большинства немцев можно установить по диалекту и выговору, из какой они местности. Если бы, например, фриз, мекленбуржец и баварец беседовали между собой, каждый на своем диалекте, они бы лишь с трудом понимали друг друга.

Кроме того, в период раскола Германии в обоих немецких государствах, выработался различный запас политических понятий, появились также и новые слова, которые нуждались в пояснениях соответственно в каждом из государств. Но основной запас слов и грамматика остались одинаковыми на Западе и Востоке. Общность языка и была одной из связей, соединявших разделенную нацию. За пределами Германии немецкий язык родной и на территории вдоль ее границы: в Австрии, в Лихтенштейне, на большей части территории Швейцарии, в Южном Тироле (Северная Италия) и в небольших регионах в Бельгии, Франции (Эльзас) и Люксембурге. Да и немецкие меньшинства в Польше, Румынии и в странах бывшего Советского Союза отчасти сохранили немецкий язык.

Немецкий - родной язык более чем для 100 млн. человек. Почти каждая десятая книга, выпускаемая в мире, написана на немецком языке. Среди языков, с которых делаются переводы, немецкий язык занимает 3-е место после английского и французского, и немецкий - тот язык, на который больше всего переводится. В 2001 году немецкий язык стал после английского вторым по числу говорящих на нём и изучающих его в Европе. По данным федерального правительства, в странах Европейского союза, а также в Центральной и Восточной Европе, немецкий в качестве иностранного языка изучают 145 миллионов человек. Как сообщает “Немецкая волна”, особой популярностью немецкий язык пользуется в восточноевропейских странах.

Иностранцы

Самую большую группу среди иностранцев составляют турки - 2 миллиона 107 тысяч человек. За ней следуют люди из государств рухнувшей Югославии, численность которых - около 721 тысячи человек. Следующие за ними общины образуют 608.000 итальянцев, 363.000 греков, 283.000 поляков, 185.000 австрийцев, 132.000 испанцев. От 100.000 до 115.000 человек насчитывается иранцев, португальцев, англичан, американцев и голландцев. 61.000 человек из бывшего Советского Союза воспринимаются иностранцами скорее в восточных землях, чем в западных. Почти 60 процентов иностранцев проживают в Германии уже десять и больше лет. Более двух третей детей иностранцев родились здесь.

Федеративная Республика Германия доказала свою открытость не только благодаря приему рабочей силы, их родственников, лиц, просящих убежища, и военных беженцев, она всегда выступала поборником права свободного передвижения и повсеместного проживания, свободы выбора профессии и места жительства в Европейском сообществе. Для лиц, преследуемых по политическим мотивам, Германия открыта, как ни одна страна в мире. Новая редакция статьи 16 “а” Основного закона в той же мере, что и прежняя статья 16, гарантирует защиту от политического преследования в виде личного основного права. Так, в 1992 г. одна Германия приняла почти 80 процентов всех лиц, просящих убежища во всем Европейском сообществе. К примеру, еще в 1989 г. в Германии убежища просили 121.318 иностранцев, в 1991 г. - 256.112 человек, а в 1992 г. их число возросло до 438.191 человек. Одновременно ниже пяти процентов упала квота тех, кто действительно преследовался по политическим мотивам.

Изменение конституции (“компромисс по предоставлению убежища”), принятое двумя третями парламента и действующее с 1 июля 1993 г., праву убежища - как принято и в других странах - вернуло теперь собственно его функцию, а именно защиту тех, кто в настоящее время преследуется по политическим мотивам и действительно нуждается в защите. Поэтому иностранцы, прибывающие из безопасного третьего государства, уже не могут ссылаться на это основное право в Германии.

Независимо от Венской конвенции о статусе беженцев Германия оставляет также за собой право определять государства, в которых по официальным признаниям нет политического преследования, и потому, как правило, нет оснований на ходатайство об убежище. Но каждому просящему убежища открыт правовой путь в Германии - вплоть до обращения в Федеральный конституционный суд.

Экономика. Краткая характеристика

Федеративная Республика Германия, несмотря на серьезный экономический кризис, продолжающийся с конца 200 года, является одним из ведущих индустриальных государств. По совокупной экономической мощи она занимает третье место в мире. По доле участия в мировой торговле - второе. Германия участвует в работе группы семи ведущих индустриальных государств (“Большая семерка”), которые на своих ежегодных встречах в верхах согласовывают экономическую и финансовую политику.

В 1999 году валовый внутренний продукт - стоимость всех произведенных товаров и услуг, предназначенных для конечного использования, - достиг в старых землях рекордной цифры: 3.877,1 млрд. марок. Тем самым, согласно статистике, каждый работающий произвел товаров и услуг на сумму в 107.400 нем. марок. Если не принимать во внимание колебания цен, то реальная стоимость валового внутреннего продукта увеличилась за прошедшие 30 лет в два раза, а за 45 лет - в пять раз. Стоимость валового внутреннего продукта возросла с 3346 млрд. марок в 1991 году до 3732,3 млрд. марок в 1999 году.

Экспорт и импорт. Важнейшие партнеры

В настоящее время примерно 24 % всех занятых в германской экономике прямо или косвенно работают на экспорт. В обрабатывающей промышленности четверть всей продукции идет на эскпорт. Его совокупная стоимость выросла почти до 995 млрд. марок. В экспорте Германии, по итогам 2001 года, лидируют автомобили, станки, изделия химической и электротехнической промышленности.

Импорт представлен также автомобилями (США, Япония, Швеция), электротехническим оборудованием, продукцией машиностроения из развивающихся стран и, традиционно, сырьем для химической промышленности, нефтью и газом. Совокупная стоимость импорта составила в 2001 году около 870 млрд. марок. То есть, в ФРГ имеет место положительное сальдо.

Наиболее активно развивают межотраслевые связи и товарооборот с Германией такие страны, как Франция, США, Нидерланды, Великобритания и Италия. Из стран бывшего социалистического лагеря наибольшего успеха в сотрудничестве с ФРГ добилась Польша (10-е место по экспорту ФРГ). Россия в списке важнейших экономических партнеров ФРГ занимает лишь 12-е место по импорту Германии, по-прежнему являясь стратегическим поставщиком энергоносителей..

Социальная рыночная экономика

После второй мировой войны экономическая система Федеративной Республики развивалась в направлении социальной рыночной экономики, Эта экономическая система означает как отход от принципа “каждый против каждого” времен раннего “манчестерского либерализма”, так и отказ от государственного регулирования деятельности предприятий и в сфере капиталовложений. Основной закон гарантирует такие основные права, как свобода частной инициативы и право на частную собственность, но подчинят их социальному аспекту.

Государству в условиях рыночной экономики отводится, в первую очередь, регулирующая функция, Оно создает общие условия, в которых и протекают рыночные процессы. В рамках этих условий миллионы домашних хозяйств и предпринимателей свободно и самостоятельно решают, что им производить и потреблять.

Согласно девизу “Государства возможно меньше и по потребности” в рыночной экономике государству отводится в первую очередь задача по упорядочению. Оно формирует общие условия, в которых протекают рыночные процессы.

В принципе миллионы хозяйств и предпринимателей свободно и самостоятельно решают, что они хотят производить и потреблять. Вопросы, какие, как и в каком объеме будут произведены товары, и кто сколько от этого получит, решаются главным образом на рынках. Государство отказывается от прямого вмешательства в ценообразование и формирование зарплаты.

Условием функционирования рыночного механизма является конкуренция. Без нее нет и рыночной экономики. Конкуренция приводит к тому, что в своем стремлении получить прибыль люди развивают деятельность, которая служит оптимальному удовлетворению потребностей всех потребителей. Она способствует развитию продуктивности и заставляет предпринимателей выделиться из массы за счет низкой цены, лучшего качества продукции, выгодных условий поставок и платежей или дополнительных сервисных услуг. Вместе с тем конкуренция способствует разработке новых методов и новых видов продукции, заставляет проводить рационализацию и экономно использовать скудные ресурсы.

Конечно, конкуренция сурова ко всем. Поэтому предприниматели то и дело стремятся поубавить накал конкурентной борьбы либо за счет сговоров между конкурентами, либо путем слияния фирм. Такие попытки должен пресекать закон против ограничений конкуренции (закон о картелях) от 1957 года. Закон запрещает сговоры и договора, которые воздействуют на рыночные отношения путем ограничения конкуренции. С тех пор закон уже неоднократно дополнялся, чтобы обеспечить эффективность в отношении изменившихся картельных стратегий. Соблюдение закона контролируется Федеральным ведомством госнадзора за деятельностью картелей в Берлине и земельными ведомствами.

Легитимной движущей силой рыночной экономики является стремление добиться экономического успеха и прибыли. Поэтому ее правила не срабатывают повсюду, где в перспективе прибыль получить невозможно или где получение прибыли отодвигается на второй план более высокими общими интересами и тем самым нежелательно. Так, некоторые отрасли немецкой экономики не были полностью переведены на систему рыночной экономики, например, сельское хозяйство, сферы транспорта и добычи каменного угля. Многие прежние государственные предприятия в новых землях тоже пока не нашли своего пути в системе рыночной экономики. Сделать это возможным - задача Опекунского совета. Государство вновь вернется к выполнению собственно своих задач, как только Опекунский совет завершит свою деятельность в новых федеральных землях.

Отрасли экономики

Сельское и лесное хозяйство, рыболовство

Почти половина всей площади Федеративной Республики Германия - а это почти 36 млн. га - занята сельскохозяйственными угодьями. Структура сельского хозяйства за последние 40 лет изменилась коренным образом, что имело место и в других отраслях экономики.

В 1949-99 годах число сельскохозяйственных предприятий в бывшей Федеративной Республике сократилось почти на 1,5 млн. и составляет по данным на конец 2000 года 430.000. Из-за лучших перспектив в получении доходов в других отраслях экономики произошел большой отток фермеров на промышленные предприятия и предприятия сферы обслуживания. Кроме того, благодаря возросшей механизации в сельском хозяйстве высвободилось большое количество рабочей силы: в 1950 году имелось около 1,6 млн. фермерских хозяйств, где полный рабочий день в течение года работали семьями почти 3,9 млн. человек. В 1999 году на них было занято всего лишь около 220.000 человек.

Сокращение численности хозяйств и рабочей силы сопровождалось повышением производительности труда: если в 1950 году один работник в сельском хозяйстве мог прокормить только 10 человек, то в 1996 году - 108. Несмотря на такой огромный рост производительности труда, увеличение доходов в сельском хозяйстве не всегда поспевало за ростом доходов в других отраслях экономики,

Для сельского хозяйства в старых землях, как и прежде, характерны семейные фермерские хозяйства. В 1997 году почти 87 процентов всех фермерских предприятий вели хозяйственную деятельность на площади, не превышающей 50 га. В отличие от других западноевропейских стран особое значение имеет подсобный промысел, который позволяет фермерским семьям получать основной доход не в сельском хозяйстве. В 1997 году почти 60 процентов хозяйств можно было отнести к этой категории.

Если судить по общей сумме доходов от реализации, то молоко, свинина и говядина, а также зерно и сахарная свекла - важнейшие виды аграрной продукции. В отдельных регионах большую роль играют виноделие, плодоводство, овощеводство. Около полвины доходов от продажи растительной продукции приходится на долю садоводства.

Животноводство в старых землях развивается преимущественно в хозяйствах с небольшим поголовьем скота. Так называемые аграрные фабрики являются исключением: в 1996 году почти 60 процентов молочных коров содержались на фермах с поголовьем не более 40 животных, почти 83 процентов откормочных свиней - на фермах с поголовьем не более 600 животных. Примерно 60 процентов выручки от продажи сельхозпродукции приходится на долю животноводства.

За последние годы сильно замедлилась реструктуризация сельскохозяйственных предприятий в новых землях. В 1997 году появились лишь около 2 процентов новых единоличных и именных предприятий, в то время как число кооперативов сократилось. Вместо 4.650 крупных кооперативных и государственных хозяйств бывшей ГДР к 1997 годов возникли (в результате их раздела или создания новых фирм) более 31.000 предприятий.

В 2001 году единоличные сельскохозяйственные предприятия стали играть здесь еще большую роль. На их долю приходится четыре пятых всех сельскохозяйственных предприятий, однако они обрабатывают лишь чуть больше одной пятой всех сельскохозяйственных площадей, имеющихся в новых землях. Несколько выросло и число именных предприятий (с 1991 года более чем вдвое). В целом примерно 3000 именных предприятий используют около пятой части всех сельскохозяйственных площадей.

Как и в сельском хозяйстве, в рыболовстве за последние годы произошли структурные изменения, Все прибрежные страны расширили зоны рыболовства до 200 морских миль. Резко уменьшились традиционно важные запасы рыбы, не в последнюю очередь в результате непомерного использования современных методов лова, На фоне таких процессов сильно сократился рыболовный флот страны. Основной район рыбного промысла Германии - Северное море, за ним следуют Балтийское море, морские районы к западу от Великобритании и гренландские воды.

Угрозу, возникшую для ее рыболовного хозяйства в результате развития международного морского права, Германия смогла предотвратить лишь в рамках Европейского Союза. Квоты улова в рамках ЕС регулируют рыбный промысел и служат сохранению видов рыбы.

Почти треть всей площади Германии - 10,7 млн. гектаров - покрыта лесом. Рейнланд-Пфальц и Гессен - две самые лесистые федеральные земли, где около 40 процентов всей площади занимают леса. Самая бедная лесами земля (не принимая в расчет города-земли) - Шлезвиг-Гольштейн; здесь лесом занято около 9 процента площади.

В целом в Германии каждый год заготавливается около 40 млн. фестметров древесины. Леса вырубается заметно меньше того объема, который в то же время вырастает. В результате площади лесов в настоящее время постоянно растут. Благодаря целенаправленному расширению лиственных и смешанных лесов одновременно удалось добиться того, что деревья более стойко переносят вредные экологические воздействия, сильные ветры и снегопады. В настоящее время лиственные и смешанные леса составляют примерно 60 процентов всех лесных массивов.

Лес имеет значение не только как источник древесины. Он является и местом отдыха для людей. Кроме того, лес благоприятно воздействует на почву, воздух, климат, задерживает влагу, снижает скорость ветра, очищает воздух и служит защитой от эрозии почв и лавин. В 1975 г. вышел Закон об охране леса и развитии лесного хозяйства (федеральный закон о лесе).

Транспорт

Железная дорога. В первой общегерманской концепции, разработанной на период 1993-2012 гг., помимо сохранения фонда и обновления предусматривается широкое развитие сети железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. При этом инвестиции в экологически более чистые виды транспорта - железнодорожный и водный -впервые превышают инвестиции в строительство автодорог. Терминалы комбинированного транспорта, которые будут сооружены в ближайшие годы, послужат дальнейшему развитию комбинированной системы перевозки грузов по железной дороге и автомагистралям. В секторе федеральных магистралей главное внимание уделяется строительству примерно 1.000 объездных дорог для разгрузки транспортной сети городов и общин, В целях быстрой реализации запланированных мероприятий приняты новые законодательные акты об упрощении процесса планировки на всей территории страны.

В 1994 году произошло слияние Германской федеральной (запад) и Германской государственной (восток) железных дорог в акционерное общество “Германские железные дороги”, которое было приватизировано. Железная дорога - неотъемлемая часть транспортной системы, так как с экологической точки зрения это особенно чистый вид транспорта, необходимый, прежде всего, для перевозки больших объемов грузов, для комбинированных перевозок и пассажироперевозок. Только на модернизацию железнодорожной сети в новых землях расходы составят около 40 млрд. марок. На западе страны в 1991 году были введены в строй первые участки для высокоскоростных поездов. На них новые поезда типа ICE (междугородные экспрессы) развивают скорость до 250 км/час. Запланированы и другие высокоскоростные участки в рамках европейской транспортной системы. Новые перегоны между Ганновером и Вюрцбургом, а также Мангеймом, Штутгартом, делают железнодорожный транспорт еще более привлекательным, особенно для бизнесменов.

К 2005 году должны быть модернизированы или построены более 20 вокзалов, которые одновременно будут служить в качестве торговых и туристических центров. В длительной перспективе запланировано преобразование крупных конечных вокзалов (Штутгарт, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне) в транзитные.

Автомобильный транспорт. Сегодня на автодорогах страны автомобилей больше, чем когда бы то ни было. Еще в 2000 году к эксплуатации были допущены около 51 млн. автомашин, из них более 40 млн. легковых. Ежедневно меняют своего хозяина или впервые допускаются к эксплуатации около 50.000 легковых автомобилей. Сеть автодорог межрегионального сообщения имеет протяженность около 231.000 км, из них на сеть автомагистралей приходится свыше 11.000 км. Тем самым в Германии имеется самая крупная, после США, сеть автомагистралей. Если не принимать во внимание новые земли, то сегодня речь идет не столько о строительстве новых участков, сколько об устранении “узких мест” и мест с наибольшим количеством дорожно-транспортных происшествий, а также о привязке к транспортной сети слаборазвитых регионов. На большинстве дорог введено поступенчатое ограничение скорости. Так, на федеральных дорогах максимальная скорость обычно ограничивается 100 км/ч, а в населенных пунктах - 50 км/ч, в жилых районах автомобилям часто разрешается ехать со скоростью лишь 30 км/ч. Ограничения сняты только на некоторых автомагистралях.

Многим автомобиль, как и прежде, необходим для поездки на работу. Другие не хотят отказываться от него в свое свободное время. Без грузовиков невозможна быстрая доставка грузов “от двери к двери”. Автомобиль и в будущем останется основным видом транспорта, Значительная часть научно-исследовательских работ в области автомобилестроения нацелена на уменьшение потребления топлива и вредных выбросов. Цель - к началу следующего тысячелетия подойти к серийному производству автомобилей, которые при соразмерном движении расходуют лишь 3 литра горючего на 100 км.

У автомобиля есть и теневые стороны. Наряду с промышленностью и бытовыми отопительными системами он является главным источником загрязнения воздуха. С недавних пор владельцам автомобилей с минимальным выбросом вредных веществ предоставляются налоговые льготы.

Морское судоходство. Германии, будучи крупным экспортером и импортером, имеет и свой торговый флот. Он является одним из наиболее современных и безопасных флотов в мире. Две трети судов - не старше десяти лет. По контейнеровозам и в области трейлерного сообщения Германия занимает одно из ведущих мест в мире.

Германские морские порты (крупнейшие: Гамбург, Бремен / Бремерхафен, Вильхельмсхафен, Любек и Росток) отстояли свои позиции в условиях мировой конкуренции. Германские порты конкурентоспособны благодаря крупным инвестициям в инфраструктуру и современное подъемно-транспортное оборудование. Это - “скоростные порты”, где в короткие сроки загружаются и разгружаются даже крупные суда.

Внутреннее судоходство и водные пути. Германия располагает сетью федеральных водных путей общей протяженностью около 7.450 км: нерегулируемые или регулируемые водные пути (около 39 процентов), водные пути, регулируемые плотинами, (38 процентов) и водные каналы (23 процента). Если система водных путей в старых землях - с момента образования Федеративной Республики - была большей частью расширена и дополнена новыми водными магистралями, то в новых федеральных землях она имеет еще довоенные масштабы. Важнейшей водной артерией является Рейн, на долю которого приходится примерно две трети речных грузовых перевозок. Более 70 процентов (самая крупная доля) речного грузооборота приходится на транспортировку каменных и земляных пород, нефтепродуктов, руды, металлолома и угля.

Воздушное сообщение. Высокие темпы роста международных воздушных перевозок заставляют и Германию повышать требования к аэропортам и обеспечению безопасности полетов. В 2001 году в германских аэропортах было зарегистрировано около 135 млн. пассажиров, Кроме того, по воздуху было перевезено более 2,2 млн. тонн грузов. Крупнейший аэропорт - Франкфурт-на-Майне. Среди других международных аэропортов следует, в частности, назвать Берлин-Темпельхоф, Берлин-Тегель и Берлин-Шенефельд, Бремен, Дюссельдорф, Дрезден, Эрфурт, Гамбург, Ганновер, Кельн/Бонн, Лейпциг, Мюнхен, Мюнстер-Оснабрюк, Нюрнберг, Саарбрюккен и Штутгарт. Наряду с ними имеется и целый ряд аэропортов регионального значения.

“Люфтганза” является одной из ведущих международных авиакомпаний. Ее флот насчитывает около 250 современных лайнеров. В период отпусков свыше 26 млн. пассажиров пользуются услугами таких авиакомпаний, как “Кондор”, ЛТУ, “Хапаг-Ллойд”, “Аэро Ллойд” и других более мелких чартерных фирм. В германских аэропортах на регулярной основе приземляются лайнеры более 120 иностранных авиакомпаний. Прямые воздушные трассы соединяют Германию с примерно 300 городами в более чем 100 странах.

Германские аэропорты действуют на частноправовой основе. Начиная с 1993 года задача по обеспечению безопасности полетов возложена на компанию “Дойче флюгзихерунг ГмбХ”, которая также действует на частно-правовой основе и на 100 процентов принадлежит федерации, являясь преемницей Федерального ведомства по обеспечению безопасности полетов. В условиях сильной загруженности германского воздушного пространства стандарты безопасности в аэропортах и безопасности полетов постоянно совершенствуются. В 1994 году “Люфтганза” была приватизирована. Благодаря кооперации с иностранными авиакомпаниями она смогла значительно расширить палитру предлагаемых услуг..

Почта и курьерские службы

Осуществляемая федеральным правительством с 1995 года либерализация почтового сектора, в котором прежде царила монополия, заметно обострила в нем конкуренцию, В этом плане Германия играет в Европе ведущую роль. В конце 1996 года на рынке почтовых услуг наряду с “Дойче пост АГ” действовали свыше 100 фирм, получивших лицензии на доставку адресованных массовых отправлений (инфопочта) общим объемом в 55 млн. единиц. Это оказало не только позитивное воздействие на рынок труда, но и привело к заметному снижению цен.

Телекоммуникации и связь

Создание свободного рынка телекоммуникаций породило жесточайшую конкуренцию с «Дойче Телекомом AG» таких фирм, как «ОтелО», «ФИАГ Интерком», ACC, CNS, EWE, «Фэрст Телеком» и др. Результат - некоторое снижение цен на ведение телефонных разговоров. В выигрыше - потребители услуг.

Мобильная связь сегодня в Германии превратилась в обычный вид телекоммуникационных услуг, доступный даже самым низкооплачиваемым слоям населения. Сегодня в ФРГ - более 32 миллионов абонентов мобильной связи. На этом рынке лидируют «Т-мобиль», «Д2-приват» компании «Водафон-Маннесман» и «Е-плюс мобильфунк». В 2002 году по всей Европе будет введен новый прогрессивный стандарт UMTS (Universal Mobile Telecommunication System), который, используя широкополосные устройства, приблизит качество связи к параметрам, характерным для кабельной сети.

В настоящее время в ФРГ, как и во всем мире, наблюдается стремительный рост пользователей Интернет. В марте 2001 года их было около 15,5 миллионов. То есть, примерно треть населения Германии в возрасте от 14 до 69 лет явлются пользователями глобальной Сети WWW. Соответственно очень широк спектр услуг Интернет-провайдеров. Каждая фирма, каждый магазин и каждое ведомство имеет свое электронное преставительство. Крупные заголовки типа «Концерн «Сименс» вкладывает треть оборотного капитала в развитие Интернет-технологий», «Медиаконцерн «Бертельсманн» увеличивает финансирование онлайн-подразделений» типичны для немецких газет. Кстати, в 2001 году объем рекламы на немецких сайтах достиг суммы 400 миллиона марок (в Европе - более 700).

Жилищный рынок

Рынок жилья в Германии весьма разнообразен: диапазон выбора простирается от небольших отдельных комнат до арендуемых квартир, одноквартирных домов и крупных вилл. Сегодня в стране насчитывается около 40 млн. квартир, в том числе около 30 млн. в старых землях. Из них около 43 процентов - квартиры, в которых проживают сами собственники, а 57 процентов сдаются внаем. В новых федеральных землях это соотношение равно 29 против 71. Квартиры в многоквартирных домах преимущественно сдаются внаем. С конца 70-x годов постоянно растет популярность квартир, приобретаемых в собственность. В середине 30-х годов на рынке жилья не чувствовалось никакой напряженности. Позднее мощный рост доходов, демографические изменения в структуре населения и большой приток иммигрантов вызвали сильный спрос на жилье, который не мог быть полностью удовлетворен. Лишь в результате иммиграции с начала 1989 года и по конец 1996 года население выросло почти на 4,1 млн. человек. Результатом стремительно возросшего спроса на жилье стала его заметная нехватка, особенно в густонаселенных регионах старых земель.

Ярмарочно-выставочная индустрия

Германские ярмарки имеют давние традиции: они сформировались в период раннего средневековья из отдельных рынков, на которых люди встречались и занимались торговлей. Ярмарки находились под защитой коронованных особ. Так, 11 июля 1240 года император Фридрих II наделил ярмарочной привилегией город Франкфурт-на-Майне и взял под свою защиту приезжающих на нее купцов, Лейпцигская ярмарка, сложившаяся на основе рынков, существовавших еще в 1165 г., обязана своим последующим расцветом привилегии, предоставленной ей императором Максимилианом в 1507 году.

Сегодня универсальные ярмарки в Германии вытеснены специализированными, на которых представлены одна или несколько отраслей, Германия как страна ярмарок пользуется признанием во всем мире: сейчас здесь проводятся примерно две трети из почти 150 организуемых в мире ведущих специализированных ярмарок. Около 152.000 экспонентов, в том числе почти 70 000 иностранных, предлагали в 1997 году свои товары на 128 межрегиональных ярмарках и выставках (почти 10 млн. посетителей). Общие расходы экспонентов на участие в выставках в Германии оцениваются почти в 9 млрд. марок.

Сегодня ярмарки являются одним из важнейших и эффективнейших инструментов маркетинга. Их преимущество, особенно в эпоху Интернета, заключается в том, что они предоставляют возможности для прямого личного контакта. Число иностранных экспонентов на германских ярмарках постоянно растет, в 1997 году их доля составила около 46 процентов. Расширяющийся ассортимент ярмарочных услуг на международном уровне оживляет конкуренцию и пробуждает больший интерес со стороны посетителей. Наряду с крупными ярмарками в Германии ежегодно проводятся около 200 региональных и множество мелких выставок.

Важнейшими германскими городами, в которых проводятся ярмарки, являются Берлин, Дюссельдорф, Эссен, Франкфурт-на-Майне, Фридрихсхафен, Гамбург, Ганновер, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг и Штутгарт. В Ганновере проходят две крупнейшие ярмарки мира, в том числе “Цебит”, посвященная высоким технологиям и компьютеростроению. В 2000 году именно Ганновер стал столицей всемирной ярмарки “Экспо-2000”.

Ремесла

В отличие от промышленности ремесла в Германии - более старый сектор экономики, имеющий давние традиции. Расцвет ремесел в Германии приходится на период средневековья. Об этом свидетельствуют, в частности, огромные соборы и искусно украшенные здания гильдий во многих городах. Но и сегодня ремесла не утратили своего экономического значения. В сфере ремесел насчитывается 94 профессии, около 600.000 самостоятельных предприятий и свыше 6 млн. работников. В настоящее время к этой сфере причислены, например, такие профессии, как электрик по обслуживанию офисной информационной техники или чистилыцики зданий, а с 1998 года - и монтажники строительных лесов.

И еще по двум причинам ремесла имеют особое значение для германской экономики. Во-первых, здесь есть широкие возможности для создания множества самостоятельных фирм, что служит своего рода школой для будущих предпринимателей. Во-вторых, ремесленные предприятия играют важную роль в системе профессиональной подготовки. В Германии на них приобретают профессию почти 40 процента молодых людей.

Особую роль играют ремесла в реструктуризации экономики новых земель, где они проявили себя движущей силой экономического роста.

Энергетика и сырьевые ресурсы

Федеративная Республика Германия бедна сырьем, В деле снабжения сырьем и энергией она во многом зависит от импорта. Ей приходится импортировать две трети необходимой первичной энергии. Велика зависимость от импорта и от минерального сырья. Германия уже давно сильно диверсифицировала источники поступления сырья, чтобы тем самым обеспечить себе гарантированное снабжение, Месторождения руд и нефти в стране незначительны. Потребность в природном газе лишь на одну четверть покрывается за счет местных ресурсов. Месторождения каменного, бурого угля и соли, напротив, очень богаты и имеют резервы на многие десятки лет. Геологические и климатические условия ограничивают потенциал возобновляемых источников энергии, используемых в экономике.

Ситуация в области энергоснабжения, Федеративная Республика Германия является одним из крупнейших потребителей энергии в мире: в 1997 году потребление первичной энергии составило здесь 14.509 петаджоулей. Успешно осуществляются меры по экономии энергии и ее рациональному использованию. С начала 60-х годов почти на треть сократилось специфическое потребление энергии, т.е. количество энергии, необходимое для производства единицы ВВП.

Первое место среди местных энергоносителей в Германии занимает бурый уголь, который добывается без всякого субсидирования как в западной, так и в восточной Германии. Крупнейшие залежи бурого угля имеются в прирейнской местности, на юге земли Бранденбург и в Саксонии, Кроме того, значение имеют месторождения в Саксонии-Ангальт и на востоке Нижней Саксонии. Объем месторождений, считающихся пригодными для разработки, составляет 43 млрд. тонн. 85 процентов добываемого бурого угля идет на производство электроэнергии. Вместе с каменным углем и атомной энергией он является важнейшим источником электроэнергии в Германии. В 1997 году на его долю пришлось около 26 процентов произведенной электроэнергии и около 11 процентов потребляемой первичной энергии.

Бурый уголь был важнейшим источником энергии (70 процентов) в бывшей ГДР, Но односторонняя ориентация энергоснабжения на бурый уголь привела к массивному загрязнению окружающей среды. После объединения Германии его добыча в новых землях в результате реструктуризации экономики и диверсификации энергоснабжения упала сначала на 70, а к 2001 году почти на 85 процентов. Несмотря на это, бурый уголь, пусть на более низком уровне, все же сохранил роль основного энергоносителя. В последние годы значительно уменьшилось загрязнение окружающей среды благодаря сокращению его добычи, модернизации и строительству новых электростанций, широкомасштабным экологическим оздоровительным работам, финансируемым государством.

Важнейшими каменноугольными бассейнами являлись рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного угля оцениваются объемом в пределах 24 млрд. тонн. Однако его добыча для Германии нерентабельна.

В 1950 году доля каменного угля в потреблении первичной энергии в старых землях составляла 73 процента. К 2001 году она снизилась до 11 процентов. Доля нефтепродуктов в обеспечении энергией также сократилась из-за резко подскочивших в 70-х годах цен на нефть.

Природный газ импортируется в страну со всех концов света, снабжение им обеспечено до начала следующего десятилетия.

Уран в ФРГ не добывается уже с конца 1980 года. Обогащенный уран для атомных электростанций импортируется и его поступление обеспечено за счет участия германских горнодобывающих компаний в разработке иностранных месторождений. Атомная энергетика внесла существенный вклад в производство электроэнергии. Однако из-за того, что атомная энергия не пользуется поддержкой населения, ее доля постепенно будет сокращаться и, в конечном счете, она должна быть заменена другими источниками энергии. В Рурской области по соседству с закрытыми шахтами уже построен экспериментальный городок, полностью снабжаемый энергией за счет солнечных батарей.

Наука и научные исследования

В последние годы среди нобелевских лауреатов в области химии, физики и медицины были и германские ученые, Так, Нобелевская премия в области медицины в 1991 году была присуждена Эрвину Неэру и Берту Закману. Нобелевскую премию в области физики в 1989 году поделил с двумя американскими коллегами физик Вольфганг Пауль, а в 1988 году Нобелевской премией в области химии отмечены исследователи Иоганн Дайзенхофер, Роберт Хубер и Хартмут Михель. Лауреатами Нобелевской премии в области медицины в 1995 году стали генетик Кристиане Нюсляйн-Фольхард и преподающий в Майнце нидерландский химик Пауль Крутцен. В 1998 году Нобелевскую премию в области физики получил Хорст Штермер вместе с двумя коллегами из США.

Раньше германские университеты занимали ведущие позиции во многих областях естествознания и гуманитарных наук, До второй мировой войны немцам было присуждено 10 из 45 Нобелевских премий в области физики и 16 из 40 - в области химии. В 1933 году диктатура национал-социалистов выжила из страны многие лучшие умы. Некоторые из них выехали в США, что дало неоценимые импульсы американской науке. От такого “кровопускания” Германия после 1945 года оправлялась медленно и с большим трудом. Долгим был обратный путь к достижению мирового научного уровня.

Воссоединение Германии поставило новые крупные задачи в области научных исследований, прежде всего, по созданию общегерманской системы научно-исследовательских учреждений. Новые земли располагают сегодня конкурентоспособным научно-исследовательским потенциалом, включающим в себя около 120 финансируемых федерацией научно-исследовательских учреждений с 13.000 сотрудников. Это, в частности:

  • 3 центра им. Гельмгольца, имеющие 10 филиалов,
  • 28 институтов Научного сообщества “Синий список” и 3 их филиала (в это сообщество входят институты, занимающиеся надрегиональными научными проблемами и финансируемые наполовину федерацией, а наполовину землей, в которой они расположены),
  • 19 институтов и филиалов Общества им. Фраунгофера,
  • 21 институт, включая филиалы и прочие учреждения Общества им. Макса Планка,
  • 2 научно-исследовательских учреждения, находящиеся на особом финансировании,
  • 2 федеральных научно-исследовательских учреждения и 34 их филиала.

Торговля

Доля торговли в ВВП Германии составляет 10 процентов. На более чем 600 тыс. торговых предприятиях трудятся сейчас более 4,6 млн. человек. Каждый восьмой занятый немец работает в сфере торговли. Несмотря на четкую тенденцию к концентрации, здесь все же преобладают средние предприятия. Персонал почти половины всех торговых фирм не превышает... 2 человек! В 9 из 10 фирм работают не более 10 человек, зачастую это сам владелец и его родственники.

В 2001 году общий объем оптовой торговли превысил сумму 1 трлн. марок. Общий объем розничной торговли составил более 720 млрд. марок (без учета оборота аптек, автозаправочных станций, фирм автосервсиа и продажи автомобилей). Тем не менее, стоит отметить, что из-за продолжающегося экономического спада число рабочих мест в розничной торговле сокращается.

С 1999 года в торговле ФРГ определилась новое направление - поставка товаров на дом. В этой сфере уже успешно работают такие новые фирмы, как «Маркант Зюдвест», «Эдека», «Шпар», «Отто-Ферзандт». Новые возможности торговля видит в электронной коммерции, Интернет проник и в торговлю. Только в первом годуэтого эксперимента оборот онлайновой торговли составил сумму почти 3 млрд. марок.

Промышленность
Краткая характеристика

Промышленность - главная опора германской экономики. В 2000 году в Германии на почти 49.000 промышленных предприятиях работали около 6,5 млн. человек. Впрочем, за последние годы удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в валовом внутреннем продукте в период с 1970 (старые федеральные земли) по 1999 годы снизилась с 51,7 до менее 25,1 процентов. При этом в ВВП резко возросла доля услуг, предоставляемых государством и частным сектором.

Доля услуг, предоставленных в 1999 году государственным и частным секторами, составила 21,3 процента ВВП. Доля услуг, предоставленных торговлей, гостиничным хозяйством и транспортом, - 17,4 процента. Такие переживающие большой подъем промышленные отрасли, как производство информационной техники и техники связи или авиационная и космическая промышленность не смогли компенсировать свертывание традиционных промышленных отраслей, например, текстильной и сталелитейной промышленности.

Лишь около 1,9 процента промышленных предприятий - это крупные фирмы, насчитывающие свыше 1000 работников, 100 и менее сотрудников имеют свыше трех четвертей предприятий. Таким образом, промышленность Германии состоит в основном из малых и средних предприятиях. Тем не менее, около 40 процентов (2,6 млн.) всех занятых в промышленности работают на крупных фирмах, насчитывающих более 1000 человек. В то же время крупные предприятия - это важные заказчики для множества мелких и средних предприятий-смежников. В целом на крупные фирмы приходится почти 51 процент общего оборота промышленности.

После второй мировой войны промышленность Германии внесла решающий вклад в восстановление экономики. При этом одним из самых существенных факторов был осуществленный в 1948 году переход к рыночному хозяйству. Конкуренция между предприятиями, по мнению правительства Германии, является наилучшим средством для того, чтобы обеспечить на мировых рынках конкурентоспособность германской экономики, Конкуренция на рынке поддерживается благодаря большому количеству мелких и средних предприятий. Поэтому правительство заинтересовано в улучшении условий для деятельности мелких предприятий и для создания новых фирм..

Отрасли промышленности

Мощный индустриальный организм ФРГ представлен всеми классическими направдениями. Потребители всего мира ценят высочайшее качество продовольственных, текстильных товаров, модной одежды и обуви, бытовых электроприборов. Поэтому в рамках данного реферата мы остановимся лишь на основных, бюджетообразующих отраслях немецкой промышленности.

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После США и Японии Федеративная Республика - третий по величине производитель автомобилей в мире. Из почти 6 млн. автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2000 году, около 65 процентов пошли на экспорт.

И в новых землях у автомобильной промышленности давние традиции. Однако модели, которые изготовлялись во времена ГДР, после объединения не имели никаких шансов выдержать конкуренцию. Поэтому производство технически устаревших марок автомобилей ГДР было прекращено. Некоторые крупные западногерманские автомобильные фирмы активно включились в строительство новых производственных мощностей в Саксонии и Тюрингии. Инвестиции западногерманской автомобильной промышленности в новых землях составили примерно 7 млрд. марок. После расширения производства в новых землях будут выпускать около 370.000 автомобилей.

Машиностроение и производство промышленного оборудования - отрасль с наибольшим числом предприятий в германской промышленности. В целом здесь насчитывается около 6.500 заводов и фабрик. По традиции в отрасли преобладают малые и средние предприятия, и благодаря своей гибкости и технологической эффективности она занимает ведущее место в мире. Лишь около 5,5 процентов предприятий насчитывают свыше 500 работников. В основном это фирмы, которые выпускают серийную продукцию или разрабатывают проекты крупных технических сооружений и возводят их. Около 83 процентов машиностроительных фирм - это мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Они специализируются на выпуске определенных видов продукции. Эта отрасль играет важную роль в экономике в целом, ведь она оснащает оборудованием другие промышленные отрасли. Ассортимент продукции уникален по мировым меркам и охватывает свыше 20.000 видов изделий. В 2000 году в машиностроении (в обеих частях Германии), где заняты более 800.000 человек, - оно является крупнейшим работодателем в германской промышленности - было произведено продукции примерно на 210 млрд. марок. Около 43 процента оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится почти пятая часть совокупного экспорта оборудования западных промышленных государств.

Химическая промышленность - важнейший поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ей одну из ведущих позиций в мире. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесь существуют многочисленные средние фирмы. В 1997 году оборот химической промышленности, где занято около 501.000 работников, составил примерно 189 млрд. марок, причем на долю экспорта пришлось 63 процентов. Большие традиции у химической промышленности и в новых землях. Ее реструктуризация и приватизация почти завершены. Цель политических усилий здесь - сохранить ядро традиционных центров химической промышленности. В среднем в 1997 году в ней были заняты примерно 32.000 человек. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.

Электротехническая и электронная промышленность, имевшая в 1999 года оборот в 250 млрд. марок и насчитывавшая около 850.000 работников, также является одной из ведущих промышленных отраслей.

Оборот пищевой промышленности в 2000 году составил около 250 млрд. марок, в ней 6ыло занято более 500.000 человек.

Заметную роль по-прежнему играют текстильная и швейная промышленность (включая кожевенную промышленность), насчитывающие более 250.000 работников и имеющие оборот более 55 млрд. марок.

Оборот металлургической и металлообрабатывающей промышленности в 2000 году составил около 240 млрд. марок.


Горнодобывающая промышленность(включая добычу камня и пород) в 1997 году достигала о6орота в 26 млрд. марок и насчитывала 148.000 работников. Но в последние годы началось свертывание этой отрасли. Оборот точномеханической и оптической промышленности, включая производство регулировочной техники, электромедицинских приборов и часов, превысил в 2000 году 50 млрд. марок. На почти 2.000 предприятиях этой отрасли, в основном средних, трудились свыше 200.000 человек. Во многих секторах эти предприятия занимают сильные международные позиции.

Авиационная и космическая промышленность предъявляет самые высокие требования к поставщикам о6орудованпя и субпоставщикам и во многих областях выступает в роли первооткрывателя современных технологий. Благодаря крупнейшим европейским программам кооперации (например, по производству самолетов типа “Аэробус” или ракеты-носителя “Ариадна”), она служит движущей силой сотрудничества между европейскими промышленными концернами.

Германия славится своими экологически чистыми технологиями. В 2000 году на долю германских предприятий в этой сфере приходилось 17 процентов мировой торговли. По этому показателю Германия занимала второе место после США.

Конкуренция

Решающее значение для Германии имеет обеспечение международной конкурентоспособности предприятий на мировых рынках, где все большую роль играет технологический прогресс. Лишь в этом случае можно в полной мере использовать преимущества международного разделения труда, сохранить в стране рабочие места и доходы. Для этого нужны, однако, способность к инновациям, готовность к структурной перестройке в экономике и обществе и ориентация предприятий на перспективные экономические сферы и регионы. Германия как страна, бедная сырьем, но имеющая высокий уровень доходов и социальных услуг, не может не предлагать на мировых рынках высококлассные товары. Соответствующую базу для этого создают современные технологии, рациональные и экономичные методы производства, а также эффективные организационно-производственные структуры.

Актуально

ВВП Германии в IV квартале 2001 года снизился на 0,25%. Такие данные приводятся в предварительном отчете Центрального банка страны (Bundesbank). При этом, как отмечает информационное агентство Bloomberg, специалисты прогнозировали более значительное снижение показателя на фоне ухудшения экономической ситуации в развитых странах после терактов 11 сентября.

В сообщении Центрального банка отмечается, что, как показывают многие индикаторы, в конце года экономика страны начала стабилизироваться. В частности, по итогам декабря наблюдался рост таких показателей, как объем промышленного производства, уровень предпринимательского доверия и количество промышленных заказов. По прогнозам банка, наступивший год должен ознаменоваться ростом экономических показателей, как в Германии, так и во всей Европе.

Перспективы развития немецкой экономики на 2002 год

Год назад Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз по росту экономики Германии в 2001 году с 1,25% до 0,7%. И эта поправка была подтверждена жизнью. В 2002 году динамика роста экономики Германии, по мнению экспертов фонда, также несколько ухудшится - снижение может составить 1%. Однако необходимо учитывать, что прогноз МВФ по росту экономики в странах, входящих в монетарный союз, был сделан без учета последствий событий 11 сентября.

“Процесс восстановления немецкой экономики во многом зависит от новостей из США, крупнейшего импортера”, - отметила заместитель директора немецкого филиала Фонда С.Шедлер. “А новости из США сейчас не внушают оптимизма…” С.Шедлер также отметила, что количество безработных в Германии вскоре превысит 4-миллионную отметку (сейчас в стране не имеют работы 3,9 млн. человек) - около 10% от экономически активного населения. Авторитетный германский исследовательский институт Ifo, специализирующийся на изучении экономических проблем, пересмотрел свои прогнозы роста экономики Германии на этот год в сторону снижения.

По мнению экспертов Ifo, реальный рост германского ВВП составит 0,6 %. Резкое замедление темпов роста германского ВВП обусловлено общим замедлением мировой экономики и недавним ростом инфляции. Глобальный экономический спад спровоцировал сокращение объемов экспорта, традиционно игравшего ведущую роль в обеспечении германского экономического роста.

В то же время рост инфляции привел к уменьшению внутреннего спроса в самой Германии. Эксперты Ifo считают, что восстановление прежних темпов роста германской экономики начнется не раньше второго квартала будущего года, и что в будущем году Европейскому центральному банку придется сократить величину процентных ставок еще на 25 базисных пунктов.

В отчете отмечается сохранение слабой деловой активности в германской промышленности и низкого уровня уверенности, как в деловых кругах, так и среди потребителей. Эксперты Ifo считают, что в 2002 году число безработных в Германии вырастет до 4 млн. (ожидается, что по итогам текущего года их число составит 3,853 млн. человек). Это означает рост уровня безработицы в будущем году до 9,3% по сравнению с 9.1% в текущем году. В то же время, отчет Ifo дает определенный повод к оптимизму. Так, в институте верят в то, что ожидаемая в будущем году нормализация мировой экономической ситуации должна сказаться и на улучшении положения германской экономики.

Среди факторов, которые должны способствовать ускорению роста германского ВВП, эксперты называют снижение стоимости энергоносителей и сокращение величины процентных ставок. “Начиная со второго квартала 2002 года темпы роста германского ВВП должны ускориться”. Ожидаемое специалистами института сокращение ставки рефинансирования ЕЦБ с 3,25% до 3% должно сделать кредитно-денежные условия в еврозоне “чрезвычайно благоприятными”. В отчете также говорится о постепенном восстановлении объемов промышленного производства и потребительского спроса, которое должно начаться в будущем году, а также о росте спроса на германский экспорт, начало которого эксперты ожидают к концу 2002 года.

По информации агентства Рейтер, власти Германии по-прежнему придерживаются более оптимистичных оценок. По мнению правительства, в 2002 году темпы экономического роста составят более 2 процентов.

Радио БиБиСи в конце февраля сообщило, что немецкая экономика официально вступила в состояние спада. ВВП страны в последнем квартале прошлого года сократился на 0,3%. В третьем квартале 2001 года ВВП также упал - на 0,2%. Таким образом, в двух последовательных кварталах года валовой внутренний продукт страны сокращался, что считается общепризнанным определением экономического спада. В целом по итогам 2001 года экономический рост, по данным Федерального статистического офиса, оказался равным нулю. Официальные цифры оказались хуже ожидавшихся экспертами. Бюджетный дефицит составил 2,7 % ВВП при ожидавшихся 2,6 % - все же ближе к потолку в 3%, разрешенному правилами еврозоны. А недавно Еврокомиссия чуть не наказала Германию за опасно высокий уровень бюджетного дефицита, угрожающий стабильности евро. Растут опасения, что Германия слишком много тратит.

Эти новости не облегчат жизнь канцлеру Герхарду Шредеру, который готовится к выборам в бундестаг 22 сентября. Состояние экономики быстро становится главным вопросом предвыборных дебатов - еще и потому, что число безработных в стране перевалило за четырехмиллионную отметку.

Однако в Германии есть и оптимисты, ждущие роста. Ключевой индикатор деловой активности показал в феврале, что экономика Германии, возможно, в ближайшие месяцы начнет выходить из рецессии. Речь идет об индексе делового доверия, который публикуется выше упомянутым институтом Ifo. Он растет уже четвертый месяц подряд и в феврале повысился снова. Индекс деловых ожиданий, рассчитываемый тем же институтом, также подскочил. Этот показатель рассчитывает оценку компаниями делового климата в полугодовой перспективе. По словам представителя Deutsche Bank Штефана Билмайера, эти показатели растут более высокими темпами, чем ожидалось. Это, по его словам, говорит о том, что экономика в ближайших кварталах снова пойдет на подъем. Другие аналитики более осторожны. "В целом эти данные хороши, но они все еще базируются на ожиданиях, которые должны быть переведены в реальное производство", - говорит представитель банка CSFB в Лондоне Джованни Занни.