На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Германистам

ПУБЛИКАЦИИ
Статьи и рефераты, посвященные истории Германии, внутренней и внешней политике, партийной жизни ФРГ, экономике. Публицистика, критика, аналитика...

Политические партии
Федеративной Республики Германия


1945: Создание партий

В 1995 году, спустя 50 лет после возрождения и успешной деятельности политических партий в Германии бывший тогда федеральным канцлером Гельмут Коль (ХДС) заявил: "Политические решения не могут урегулировать все до мелочей в жизни, а партийные программы не дают ответа на вопрос о смысле жизни. Если бы партии стремились к этому, они перешагнули бы за рамки демократии. При этом они являются не какими-то абстрактными организациями или централами, а объединениями людей со сходной политической ориентацией. Они должны самокритично относиться к обусловленному этим обстоятельством несовершенству, однако они могут с уверенностью в своих силах отвергать неконкретную критику".

Федеральный канцлер Герхард Шредер (СДПГ) сказал в 1999 году о переезде правительства из Бонна в Берлин: "Мы переезжаем в Берлин не потому, что мы потерпели фиаско в Бонне. Напротив: удавшаяся боннская демократия, политика взаимопонимания и добрососедства, твердая принадлежность к Европе и Атлантическому союзу, а также воздействие жизни в условиях свободы решающим образом способствовали преодолению разделения Германии и сделали возможной "Берлинскую республику".

В современной парламентской демократии политические партии выполняют решающую функцию как для населения, так и для правящих кругов. Их деятели и программы играют центральную роль в формировании политической воли страны. Активно работая в партиях и над их программами, мужчины и женщины получают доступ к политическим должностям, на которых они защищают интересы избирателей. Вместе с правительством обусловленное партийно-политической ситуацией большинство в парламенте определяет политику.

Партии и парламентская демократия в Германии имеют богатую событиями историю. 150 лет назад в результате буржуазной революции (1848 г.) образовались первые похожие на партии группы единомышленников, политическое влияние которых в империи все же было ограничено. Во многих кругах считалось "неделикатным" бросаться в "политическую суматоху" и, чего доброго, официально разжигать конфликты в навязанной кайзеровской властью гармонии, которая стремилась скрасить социальные противоречия.

Первая демократическая императорская конституция Веймара (1919 г.) пока еще не содержала законных предпосылок для образования и деятельности настоящих политических партий. Существовала некая "антипартийная позиция", выношенная иллюзией о том, что государство может добиться должным образом всеобщего блага без помощи партий.

"Если демократия есть борьба за политическое руководство по установленным правилам игры, - пишет теоретик государственного права из Фрайбурга Вильгельм Греве, - тогда партии являются неотъемлемыми формированиями, которые предотвращают хаотичную схватку всех против всех и придают борьбе упорядоченность и стройность".

Составители Основного закона Федеративной Республики Германия (ОЗ) в 1948-49 гг. закрепили функцию партий в конституции. В статье 21 Основного закона говорится: "Партии участвуют в формировании политической воли народа". Так было определено их конституционное назначение. Закон о деятельности политических партий от 1967 года и более поздние его редакции конкретизируют обширный каталог их задач. Партиям поручается оказывать влияние на формирование общественного мнения, содействовать активному участию граждан в политической жизни, готовить на политические должности способных гражданок и граждан, участвовать в выдвижении кандидатов на выборы в масштабах государства, в федеральных землях и общинах. Они призваны также оказывать политическое влияние на политическое развитие в парламенте и правительстве. Тем самым партии выражают интересы своих членов, которые объединяются крупными народными партиями, они разрабатывают политические цели и закрепляют их в программах.

Немцы, оказывавшие сопротивление во время диктатуры Гитлера, настаивали в 1945 году на участии в принятии политических решений. Советская военная администрация в своей оккупационной зоне в Германии первой отреагировала на эту новую ситуацию и в июне 1945 года издала приказ, разрешающий "учреждение и деятельность всех антифашистских партий". Во второй половине лета 1945 года ее примеру последовали американцы и англичане в своих оккупационных зонах. К концу года деятельность партии разрешили и французы. Так была создана правовая основа для деятельности граждан, которые после окончания войны в 1945 году объединились в тогда еще неразделенном Берлине в три большие партийные группировки - социал-демократы, христианские демократы и свободные демократы.

Вскоре, так как коммунистическое давление в советской оккупационной зоне усилилось, группа основателей ХДС во главе с Андреасом Гермесом, Якобом Кайзером и Эрнстом Леммером перенесла центр своей деятельности на Запад страны, где к ним присоединился Конрад Аденауэр, позднее ставший председателем партии и федеральным канцлером. Руководство СДПГ собралось в Ганновере вокруг Курта Шумахера, который указал социал-демократам на Западе путь бескомпромиссного отмежевания от коммунистов. Либералы сплотились в Берлине вокруг бывшего имперского министра внутренних дел Вильгельма Кюльца, и в Баден-Вюртемберге вокруг Теодора Хойсса, позднее ставшего федеральным президентом, а также вокруг Райнхольда Майера, в последствии занявшего пост премьер-министра земли Баден-Вюртемберг. Сначала либералы называли себя по-разному, пока в 1948 году не сошлись на названии -Свободная Демократическая Партия (СвДП).

Этим был заложен фундамент для работы демократических партий в западной части Германии. В тогда еще советской оккупационной зоне Советский Союз претворил в жизнь свои представления. В 1946 году "старая" СДПГ и Коммунистическая партия в принудительном порядке объединились в Социалистическую Единую Партию Германии. Правда, было разрешено основать и другие партии, например, ХДС, Либерально-демократическую партию. Национал-демократическую партию и Крестьянскую партию, однако они не могли превратиться в самостоятельные партии, а входили в "блок" политических сил по перестройке общества на пути к социализму. Став так называемыми "блоковыми партиями", они должны были следовать политике СЕПГ, которая играла руководящую роль. Этот процесс подавления политической свободы слова закончился в ГДР лишь благодаря ненасильственному народному восстанию, которое началось в октябре 1989 года, и завершилось первыми свободными выборами 18 марта 1990 года, а также последующему процессу германского объединения.