На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Инфоцентр

БИБЛИОТЕЧКА
Статьи, интервью и комментарии по разным темам, пока еще не вошедшие в отдельные подразделы, но небесполезные для журналистов...
по-немецки

10/ 2000 - Михаил Бергер

Политическая печатная пресса и выборы в России

В России существует два распространенных мифа. Первый - вся российская пресса продажна, и без денег ни один политик не может получить слова. Второй - западная пресса абсолютно объективна, чужда политических пристрастий и не подвержена влиянию материальных интересов, в том числе пoдкoвepныx. Я не буду тратить время на опровержение этих постулатов, так как отчетливо понимаю, что разрушение мифов - дело гораздо более сложное, долгое и неблагодарное, чем их coздaниe. Скажу лишь то, в чем я лично убежден: и первое, и второе утверждения - очень сильные преувеличения, Это - как минимум, Теперь, если мы договорились рассматривать российский медиа-рынок не как дешевый ресторан, где клиент платит, а официант выполняет его заказы, перейдем к существу вопроса,

Мы рассматриваем влияние прессы на политическую жизнь вообще и выборы в частности, в стране, где действуют две господствующие тенденции, которые можно назвать специфическими. Возьму на себя смелость утверждать, что значительная часть аудитории прессы в России в возрасте от 35 и старше находится под инерционным влиянием "святости" печатного слова, имеющим генетическое происхождение в советском образе воспитания и обработки общественного сознания, Для 10-миллионной Москвы - это 4 млн., 800 тыс. человек. Конечно же, не все они являются читателями политической прессы, но все они - избиратели, а это больше половины всех имеющих право голоса в столице,

Вторая тенденция, о которой я хотел бы сказать, имеет прямо противоположную направленность. Читатели получают опыт того, что не каждое слово в газете свято, что пресса может не только смещать акценты, тенденциозно подбирать факты, печатать непроверенную информацию, но и откровенно лгать, То есть читатель приобретает опыт недоверия, понимает необходимость сопоставлять разные источники информации и делать свои выводы.

Все это происходит на фоне минимизации тиражей газет, которые идентифицируют себя как национальные, но являются таковыми весьма условно, За последние 10 лет тиражи крупнейших национальных газет сократились в 20 ("Комсомольская правда") - 30 ("Известия") раз, Правда, их тиражи были неестественно высокими:

- у "Комсомольской правды" - 22 млн. экз.,

- у "Известий" - 12 млн.

Но тенденция получила, я бы сказал, слишком сильное развитие. То, что происходит сейчас с так называемой национальной прессой, можно охарактеризовать как денационализацию и децентрализацию. Сегодняшние газеты в силу ряда объективных и субъективных причин концентрируются в 10-20 крупнейших городах страны, этим их влияние и ограничивается. Главным признаком "обще национальности" газеты является ее доступность для читателя утром в день выхода хотя бы в большинстве "столиц" субъектов Российской Федерации.

Получать газету утром в день выхода можно только там, где она непосредственно печатается. Одна из самых децентрализованных газет - "Известия", она печатается в 22 субъектах федерации при том, что их всего 89.

Таким образом, влияние региональных газет, в сравнении с федеральными, существенно выше, Однако большинство региональных изданий или напрямую учреждены местными органами власти, или находятся в сильной зависимости от них, что делает многие из них фактически продолжением газет советского типа. Можно свободно критиковать федеральную власть, точно так же, как раньше можно было свободно разоблачать империализм в советских газетах. Однако, покушение на авторитет губернатора или мэра чревато самыми серьезными последствиями для газеты и журналистов. Рычаги давления самые простые и эффективные. С редакцией, которая не любит местную власть, могут поссориться арендодатели и досрочно расторгнуть договор на аренду редакционных помещений. Типографии, абсолютное большинство которых находится в руках государства, могут повысить расценки на свои услуги.

Правда, в ряде крупных регионов существует конкуренция губернатора и мэра областного центра. В таких случаях местные читатели имеют шанс прочитать критическую статью в адрес губернатора в газете мэра и наоборот, Уровень свободы слова в Москве и остальной России различается примерно так же, как и уровень жизни в столице и остальной части страны.

Еще одна, мне кажется, уникальная особенность российского рынка средств массовой информации: в Москве выходит 17 ежедневных газет, 10 из которых идентифицируют себя как общероссийские, Если исключить из этого числа две специализированные спортивные газеты, то вы увидите панораму из 15 ежедневных политических газет, в том числе - 9 общенациональных, Такого нет ни в одной столице мира. Скорее всего, со многими газетами произойдет то же, что и с первыми российскими биржами, которых на начальном этапе реформ было более 300, то есть больше, чем во всем остальном мире, Сейчас бирж пять или шесть, Вероятно, аналогичные процессы ожидают и ежедневную прессу

Можно со всем основанием утверждать, что Россия перенасыщена периодическими изданиями. По данным Госкомстата, в 1997 году в России выходило 5500 газет со среднегодовым суммарным тиражом 32 млн. экз. В Германии в том же году по данным IVW, выходило 427 газет с общим тиражом 28 млн. экз. (журнал "Эксперт", 1999, № 22). И если население России, подчеркивает тот же "Эксперт", в полтора раза выше, чем в Германии, разница в производстве ВНП на душу населения более чем в 10 раз, А наименований выходящих газет в России в 12 раз больше, чем в Германии.

Теперь давайте попробуем оценить потенциальные возможности воздействия прессы на электората в "раю свободы слова и конкуренции" - в Москве, Ежедневная газета с самым большим разовым тиражом - "Московский комсомолец" (около 700 тыс. экз.), по данным исследовательской компании "Геллап медиа", за третий квартал нынешнего года имеет аудиторию в 15,2% от взрослого населения Москвы (старше 16 лет), Если при этом учесть, что голосовать имеют право граждане от 18 лет и старше, а также то обстоятельство, что значительную часть аудитории именно этой газеты составляют юношество и молодежь, то даже у рекордсмена по объему аудитории охват голосующей публики опускается заметно ниже 15%. Кроме того, эта газета большинством потребителей идентифицируется как "желтая", и ее политическое влияние имеет свои ограничения, Следующая сразу за ней бесплатная газета "Метро" имеет, по данным того же исследователя, весьма скромную аудиторию - 4,3%, а ее политическое влияние (уровень цитирования ньюсмейкерами, политическими и государственными деятелями, другими изданиями - почти нулевой) оценивается еще более скромно, Все так называемые серьезные качественные издания ("Известия, "Труд", "Коммерсант") имеют аудиторию от 0,4% до 2,4% взрослого нaceлeния. И это, подчеркну, в Москве, в городе с самой высокой концентрацией политизированного и образованного населения,

То есть арифметически дело серьезных политических изданий в России и даже в Москве выглядит почти безнадежно, Еще мрачнее картина с точки зрения экономики- По данным журнала "Эксперт", общая емкость рекламного рынка в лучшие для прессы времена составляла 2,5 млрд. долларов в год. B Германии - 20,3 миллиарда долларов, в США -117 млрд. долларов. Из общего рекламного пирога в России печатные медиа могут рассчитывать максимум на треть общей суммы. 800 млн. долларов на 5,5 тыс. газет и на 3308 журналов - слишком скудная сумма, чтобы говорить об экономическом процветании, а, значит, и о реальной независимости прессы,

Экономический кризис сократил рекламные бюджеты большинства рекламодателей в среднем на 30-40%. При этом сокращение произошло непропорционально по разным сегментам медиа-рынка. Рекламные бюджеты, предназначенные для телевидения, сокращены гораздо в меньших объемах, чем реклама для черно-белых газет. И, несмотря на все это, ежедневные "нежелтые" политические газеты существуют. На это есть две фундаментальные причины. Во-первых, существование газеты в качестве инструмента политического влияния, В этом случае газета просто дотируется издателем, и ее будущее после выборов весьма неопределенно, Во-вторых, газета существует как долгосрочный инвестиционный проект в расчете на экономический рост и подъем конъюнктуры рекламного рынка.

Как правило, такие газеты являются частью большого медийного холдинга, имеющего высокоприбыльные издания (деловые цветные еженедельники или телегиды), которые и поддерживают расходный издательский дом "Коммерсант" с газетой "Коммерсант" и высокодоходным еженедельником "Деньги", или издательский дом "7 дней" с газетой "Сегодня" и прибыльным телееженедельником "7 дней", цветным информационным еженедельником "Итоги" и журналом "Караван истории". Другой специфический пример - ежедневная газета "Ведомости", издаваемая на средства иностранных инвесторов.

В случаях с существованием ежедневных черно-белых газет в качестве долгосрочных бизнес-проектов стратегические интересы издателей заставляют их ориентироваться на интересы аудитории, поэтому степень внешнего политического вмешательства издателей в редакционную политику минимальна или практически отсутствует.

При этом надо отдавать себе отчет, что "чистых" ситуаций нет ни в первом, ни во втором случае. Газеты, существующие как инструменты политического влияния, периодически ведут себя как свободные коммерческие издания, а газеты, построенные как чистый медийный бизнес, время от времени используются как инструменты политического влияния.

Перед началом избирательной кампании газета "Московский комсомолец" (№161 за 1999 г.) попыталась определить медийные группы (включая и электронные СМИ), сориентированные, по мнению газеты, на поддержку тех или иных кандидатов или политических групп. У "МК" получилось 14 таких групп. По уровню влияния иерархия, согласно "МК", выглядит следующим образом:

1. СМИ, контролируемые Борисом Березовским - 158,9 млн. единиц информресурсов (общее число зрителей-читателeй);

2. СМИ, прямо или косвенно контролируемые Кремлем и Белым домом, Информресурс - 146,5 млн, единиц;

3. "Медиа-МОСТ" (Владимир Гycинcкий). Информресурс -110,3млн. единиц;

4. Правительство Москвы. Информресурс - 46,2 млн. eдиниц.

Перевод на немецкий язык Оксаны Орловой, студентки СвРГИП.

Бергер Михаил Львович,
дипломированный журналист, известный публицист,
главный редактор независимой газеты "Сегодня".