На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Инфоцентр

БИБЛИОТЕЧКА
Статьи, интервью и комментарии по разным темам, пока еще не вошедшие в отдельные подразделы, но небесполезные для журналистов...
по-немецки

Oktober 2000 - Удо Браналь

Свобода печати и право собственности

Под свободой печати понимается свобода прессы от вмешательства государства. Она защищает весь процесс производства, начиная со сбора информации и до подготовки газеты.

Свобода печати не является самоцелью. Она не служит самовыражению издателей и журналистов. Ее цель заключается скорее в обеспечении свободного формирования общественного мнения и волеизъявления, т.е. для ее осуществления используются дефиниции федерального конституционного суда Германии, который является "учреждающим фактором" свободной демократии, Общество должно прежде всего получить необходимую информацию, чтобы иметь возможность сформировать собственное мнение по всем вопросам общественного характера (в этом суть информационной функции).

Далее необходимо обеспечить, чтобы все те, кто (индивидуумы, или группы) будут принимать участие в обсуждении социально важных вопросов, так же получили шанс высказаться, изложив свои аргументы. В-третьих, благодаря этому, власть имущие получают возможность направить свою политику на "общественное мнение", то есть на те взгляды, которых фактически придерживается народ.

Структура СМИ должна быть таковой, чтобы средства информации могли внести вклад в процесс свободного формирования мнени. Во-первых, это предполагает независимость от государственных учреждений, что достигается частной экономической формой организации прессы, как в Германии, так и в других демократических странах, Во-вторых, необходимо обеспечивать достаточно высокую степень плюрализма содержания: в редакционной части газет должны быть представлены различные мнения и должны отражаться интересы разных социальных групп.

Многообразие содержания, или плюрализм печати не обеспечиваются путем правового регулирования, т.е., иначе, нежели чем в аудиовизуальных СМИ, Более того, частная экономическая форма организации печати предоставляет владельцу или издателю газеты право определять содержание и тенденции развития своей газеты, (Сохранение тенденции).

Право на плюрализм прессы распространяется и на рынок: в принципе каждый имеет право в любое время и в любой форме производить печатную продукцию и публиковать ее. Наряду со свободой журналистской профессии свободный выход на рынок должен способствовать всестороннему удовлетворению информационных потребностей общества, Это в равной степени относится к потребностям, как в политической, так и в других видах информации.

Государство ограничивается тем, что оставляет за собой право держать открытым выход на рынок новых изданий. Для этого оно устанавливает правила конкуренции, которых должны придерживаться все, и препятствует возможному образованию монополий.

На такой правовой основе в Германии сложился некий "ландшафт" прессы, отличающийся большим многообразием, Это распространяется и на политическую прессу, в которой важнейшую роль играют ежедневные газеты.

В свою очередь рынок ежедневных газет делится на надрегиональные качественные газеты и региональные, или местные ("родные" / Heimatzeitung). На федеральном рынке конкурируют издания разной политической направленности. Этот спектр широк, Он включает: газету левой ориентации "ТАЦ" ("taz"), центристские "Франкфуртер рундшау" ("Frankfurter Rundschau") и "3юддойче цайтунг" ("Süddeutsche Zeitung"), консервативные "Франкфуртер альгемайне" ("Frankfurter Allgemeine") и "Вельт" ("DieWelt").

Развитие рынков локальных газет в последние десятилетия характеризовалось процессом концентрации, вследствие которой многие регионы довольствуются лишь одной локальной газетой, В то же время процесс концентрации отнюдь не означает уменьшение

разнообразия содержания изданий. Опыт показал, что газеты типа "всеобщих вестников" ("Generalanzeiger"), предлагающие разнообразную информацию широкому кругу читателей из различных слоев и групп населения, выстояли в процессе конкуренции. Тенденция исчезновения наблюдается среди другого типа изданий, например, партийные газеты в Германии почти полностью исчезли с рынка.

Вывод

Система свободного выхода на рынок до сих пор успешно выполняет поставленную перед ней задачу, предлагая разнообразную информацию. И пока не просматриваются признаки того, что издатели злоупотребляют своим правом собственности с целью индокринации общества.

Удо Браналь - доктор юридических наук, профессор Института журналистики Дортмундского университета.