На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Инфоцентр

БИБЛИОТЕЧКА
Статьи, интервью и комментарии по разным темам, пока еще не вошедшие в отдельные подразделы, но небесполезные для журналистов...
по-немецки

11/2001 - Андрей Кобяков.

Большие проблемы малой прессы

Средства массовой информации одного из наиболее благополучных регионов России отнюдь не оригинальны в уродливости своего развития.

Начало демократических изменений в России и распад СССР дали мощный толчок рождению новых СМИ. Причем, не только абсолютно новых, т.е. тех, которых раньше не существовало. Бывшие партийные и советские рупоры также стали приобретать новые черты, порой уродливые до неузнаваемости.

Следует отметить, что эти “роды” прошли успешно, НО принимали их, увы, либо старые “повитухи” - перекрашенные коммунисты, либо так называемые новые демократы вкупе с легализованными бандитами. Наиболее представительные, популярные и уже обладающие достаточной материально-технической базой СМИ фактически и не заметили, как стали собственностью новых хозяев.

В итоге пространство СМИ, по сути, стало зеркальным отображением российского общества. И ему по сей день присущи высокая поляризация, бумажный федерализм, постоянный передел собственности, низкий уровень культуры труда и, соответственно, качества его результатов, а главное - отсутствие гражданских начал.

В регионах все негативные симптомы проявляются наиболее ярко. Но я в двух словах расскажу, как обстоят дела в Татарстане. Регион не беден, а его собственная конституция до путинских реформ была одной из наиболее прогрессивных в России. Сегодня в республике зарегистрированы более 500 СМИ. Для населения, чуть большего, чем в Берлине, издаются более 400 печатных изданий, работают 65 телекомпаний и радиостанций, два информационных агентства. Оба агентства финансируются государством.
По количественным показателям СМИ Татарстана - второй в России регион после соседнего и тоже относительно независимого Башкортостана.

Несмотря на такое количество СМИ, само информационное пространство устроено весьма примитивно. Один фланг “борьбы за правду” представлен мощной сетью государственных неповоротливых и в целом бедных газет, журналов и теле- и радиоканалов, другой - меньшим количеством более гибких и хорошо технически оснащенных частных изданий и каналов. При этом последние пять-шесть лет характеризуются активным политизированием CМИ.

Интересы Союза журналистов России представляет его местное отделение - Союз журналистов Татарстана. Также, как и в России, здесь было создано (правда, со скандалом) местное отделение пропутинского “Медиа-Союза”. Причем, скандалили два априори дублирующих друг друга образования, а именно две группировки редакторов, независимо друг от друга поделивших московские посулы. Большинство профессиональных журналистов, впрочем, относится к обоим союзам абсолютно индифферентно, прекрасно понимая, что ни тот, ни другой на самом деле никогда никакими полномочиями бескорыстной помощи журналистам не обладал и обладать не будет.

Уродливость функционирования местных СМИ проявляется в целом комплексе деструктивных тенденций. Абсолютное их большинство принадлежит государству и, следуя инструкциям сверху, лоббирует политический курс местного правительства, внимательно фильтрует информацию по принципу “можно - нельзя”.

До нелепости раздутый штат так называемых “придворных журналистов” работает в жестких финансовых тисках одного из местных министерств (сегодня это - министерство связи) и под мощным идеологическим прессом трех (!) “верховных пресс-центров” - президента, правительства и парламента. Более того, свои пресс-центры имеют каждое министерство и ведомство. И как грибы после дождя растут новые проправительственные газеты.

Я хотел бы здесь привести один очень показательный пример.
Полтора года назад в одной из якобы оппозиционных газет случился финансовый скандал. Как это часто случается, ее сотрудники не смогли поделить с шеф-редактором акции. Вследствие этого группа журналистов уволилась из газеты. Но уже через несколько месяцев на деньги местных олигархов, но по указке сверху, была искусственно и временно создана новая региональная газета.

Цель - усиление влияния на общественность в преддверие мартовских президентских выборов. Выборы кончились, финансирование частично прекратилось, и теперь газета выпускается раз в неделю, при этом ищутся скандальные темы, выполняются любые (лояльные по отношению к правительству) заказы.

Ясно, что в этих условиях и будучи в подчинении отсталых во взглядах учредителей, большинство государственных СМИ влачит жалкое существование. Ведь, во-первых, им трудно рассчитывать на большие тиражи - они поют одну и ту же песню (просто в разной аранжировке), во-вторых, порой вынуждены тратить до трети своих объемов на размещение официальной информации. В-третьих, ничтожность “государевых подаяний” толкает государственные СМИ на продажу своих площадей.

Наиболее популярный трюк - “скрытая реклама”, низкосортное изготовление оплаченных publicity. За деньги появляются хвалебные очерки и репортажи, за деньги любой предприниматель может заказать интервью с самим собой, за деньги бездарные фирмы и жуликоватые чиновники подаются читателям и зрителям как преуспевающие предприятия и народные благодетели.
Но ни за какие деньги невозможна принципиальная критика в адрес первых лиц.

Комментарии и анализ событий федерального масштаба более свободны от пресса, но в каждом отдельном случае степень этой свободы ограничивается текущими отношениями между Казанью и Москвой. За ослушание главные редакторы могут лишиться своих постов.

Но не менее уродливо развиваются и так называемые “свободные СМИ”.
По правде говоря, часть из них лишь прикрывает желтизной и бульварщиной свою ангажированность и своих спонсоров или совладельцев. Богато иллюстрированные макеты, кричащие заголовки, скандалы и сплетни, непроверенные факты маскируют их продажную сущность. Истинное лицо этих изданий обнажается во время выборных кампаний и спорах субъекта с центром. Одни из них открыто встают на позиции татарстанских властей, другие торгуют собой как уличные шлюхи, заигрывая то с оппозицией, то с властью.

Общая серьезная беда всех печатных изданий Татарстана - монополия министерства связи на доставку газет и журналов. Доходит до абсурда - 85 процентов себестоимости одного экземпляра газеты приходится на услуги связи. Городские СМИ, правда, пытаются создать соответствующие подразделения внутри своих структур, но республиканским еще долго придется откармливать паразитирующих связистов.

Особенно тревожит нас сегодня реальная опасность отмены закона о налоговых льготах для средств массовой информации. Если это произойдет, то около четверти региональных газет и журналов перестанут существовать.

И последняя проблема, которая не может не беспокоить любого трезво рассуждающего человека, это планируемый переход татарского языка на латинский алфавит.
Этот проект, рожденный местным парламентом в эйфории гипертрофированной идеи национального возрождения способен разом опустить тиражи всех татароязычных газет и журналов.

Возможно, то, что я заострил здесь внимание лишь на негативных явлениях, может вызвать удивление или даже раздражение у моих коллег. Но еще одно публичное перечисление достигнутых нами за эти десять лет успехов вряд ли будет способствовать дальнейшему прогрессу.