На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Инфоцентр

БИБЛИОТЕЧКА
Статьи, интервью и комментарии по разным темам, пока еще не вошедшие в отдельные подразделы, но небесполезные для журналистов...
по-немецки

Oktober 2000 - Гюнтер фон Лоевский

Телевидение и выборы в Германии

Разрешите мне вначале коротко остановиться на истории общественно-правового телерадиовещания в Германии. После капитуляции Третьего рейха, где, как и в большинстве тоталитарных государств, управление радиовещанием осуществлялось централизованно палатой по радиовещанию, радиовещание возникло в оккупационных зонах трех западных держав-победительниц. Поскольку после второй мировой войны радиовещанию предоставлялось немного частот для вещания, оккупационные власти сохраняли некую "квази-монополию". Однако уже тогда было очевидно, что управление радиовещанием необходимо децентрализовать.

Благодаря "суверенитету в области культуры" федеральные земли стали непосредственными владельцами земельных радиокомпаний, которые, находясь под контролем плюралистичных наблюдательных комиссий, тем не менее, были отделены от государства и финансировались не из налогов, а из сборов за пользование радио приемниками (позднее и телевизорами), Для журналистов с самого начала действовала известная англо-американская максима, согласно которой новость и комментарий непременно отделялись друг от друга.

С выделением для вещания новых частот и освоением передающей техники общественно-правовое телерадиовещание в середине 1980 гг. стало конкурировать с коммерческим радиовещанием и телевидением. Общественно-правовое и коммерческое телерадиовещание образуют с тех пор "дуальную систему", в рамках которой общественно-правовое телерадиовещание удовлетворяет потребности аудитории в информации, материалах о культуре и образовании, а также в развлекательных передачах. Коммерческое телерадиовещание финансируется за счет рекламы.

Это коротко о предыстории.

Прежде чем перейти к обсуждению проблемы "выборов на германском телевидении", обратимся к земельному праву, касающемуся как общественно-правового, так и коммерческого телерадиовещания, В большинстве федеральных земель все допущенные к выборам партии имеют право представлять себя и свои программы в коротких предвыборных рекламных роликах, В некоторых землях принятие решения об этом оставляют за собой интенданты, Вопрос о том, где, на каком канале будут передаваться предвыборные ролики, решается в любом случае бесплатно, Различия в правовых положениях земель приводит к тому, что в региональных программах в первую очередь нередко наблюдается рестрикционный подход самих партий к собственным предвыборным рекламным роликам, В национальных программах, напротив, предвыборные материалы являются правилом де-факто. При этом каждая допущенная для участия в выборах партия получает в последние недели перед выборами необходимый минимум эфирного времени.

Большая часть эфирного времени (в процентном соотношении) выделяется партиям на последнем этапе выборов. B какой отрезок времени партиям разрешат транслировать предвыборные материалы, самостоятельно решают интенданты. Что касается вмешательства в содержание этих материалов, то такое вмешательство возможно только в случае, если в них установлены факты нарушения действующего законодательства.

Для избирателей, однако, важнее рекламных роликов журналистские материалы о ходе предвыборной борьбы. Эти ,,News"- новости готовятся по всем правилам классического отбора новостей в рамках имеющегося объема сообщений. Помимо этого, телевизионные передачи о предвыборной борьбе включают различные специальные программы, использующие практически всю палитру журналистских жанров: документальное досье (что-либо о партии и ее работе в период после предыдущих выборов или о выдающихся предвыборных темах внешней, внутренней или финансовой политики); репортажи (например, о предвыборных мероприятиях или о готовности главных кандидатов), дискуссии (например, о предвыборных программах). Что касается "дуэли ведущих кандидатов", как принято в Соединенных Штатах, то эта форма до сих пор в Германии не прижилась, То, что все журналистские материалы являются и должны быть внепартийны, само собой разумеется, и до сего дня является правилом.

Сообщения о предвыборной борьбе готовит и финансирует в первую очередь общественно-правовое телерадиовещание на основе долгосрочных исследований, Эта работа проводится в содружестве с исследовательскими институтами, у которых накоплен многолетний опыт подобной работы. Их прогнозы весьма точны и отклонения не превышают 1,5 процента. Прогнозы периодически публикуются в ходе подготовки к выборам, что, однако, никоим образом не может оказать влияния на их результаты. Последний предварительный прогноз результатов публикуется в день выборов - одновременно с закрытием избирательных участков - ровно в 18 часов. Напряжение, державшееся прежде на протяжении всего вечера в день выборов, сейчас спадает через несколько минут после их завершения.

Для разнообразия сообщений о ходе выборов крупные телеканалы, используя центральные студии, проводят прямые трансляции из научно-исследовательских институтов, которые разрабатывают прогнозы результатов выборов, из ландтагов, штаб-квартир партий и земельных избирательных комиссий, Теперь в дискуссиях выступают представители партий, которые еще раз анализируют ход выборов. Поздним вечером того же дня общественно-правовое телерадиовещание завершает тему выборов большой обобщающей все события дня программой, включающей непременный заключительный комментарий. Таким образом, освещение предвыборной борьбы и хода выборов в Германии - задача общественно-правового телерадиовещания. Лишь некоторые коммерческие телерадиокомпании пытаются (но слабо) составить конкуренцию общественно-правовому Out-puts.

Суммируя сказанное, можно заключить, что в Германии производится максимальное количество информации о предвыборной борьбе и о ходе выборов. И можно сказать - оптимально. Так как программа должна оцениваться как целое, и так как в "дуальной системе" конкурируют друг с другом множество программ, журналистская общность предлагает себя, чтобы хотя бы однажды выиграть в этой конкуренции. За 30 лет профессиональной работы на общественно-правовом телевидении беру на себя смелость утверждать, что не могу припомнить ни одной серьезной попытки давления со стороны Телерадиосовета или какую-либо жалобу на него. И это отнюдь говорит не о журналистской чувствительности, а о создании для журналистов высочайшего уровня журналистских свобод.

Перевод с немецкого Михаила Вороненкова.

Профессор, д-р Гюнтер фон Лоевский - Свободный университет, Берлин (бывший интендант ТРК "3ендер Фрайес" Берлин).

* К общественно-правовым телерадиоканалам относятся АРД/ARD (Всеобщее телерадиовещание Германии) и ЦДФ/ZDF (Второе германское телевидение). Они на 80 и 60 процентов (соответственно) финансируются за счет абонементной платы.