На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Инфоцентр

БИБЛИОТЕЧКА
Статьи, интервью и комментарии по разным темам, пока еще не вошедшие в отдельные подразделы, но небесполезные для журналистов...

1/12/2001 - Влад Шулаев

Исчезающая журналистика

(Мысли вслух)

Приведенную ниже тираду тезисов наш коллега из ЦСИ ПФО Влад Шулаев выдал на форуме в Клубе поволжских журналистов. Мне они настолько понравились, что я решил увековечить их на своем сайте, вытащив из базы...

Исчезающая журналистика - это интуиция, которая требует аргументов. И для этого мне придется добавить еще несколько тезисов (плеснуть в наш костерок еще изрядно бензина).

СМИ XIX века - “вестник” (из горнего мира - в дольний), мы, обыватели, не знаем, что там - наверху, что там, в столицах, что там во дворе.

СМИ XX века (Россия). “Правда” (кругом вранье, буржуи преследуют свою корысть, пользуясь малограмотностью населения), ищи правду - только в наших СМИ. Там же - “известия” (что извлеченное из ВЕСТИ важно), смысл - фильтрация, селекция.

Конец XX века (Россия). “Пресса” (печать) - конечная операция, оттиск матрицы. “Журналистика” - ежедневность, периодичность, поденщина (в восточнославянских языках “журнал” и “часопис” - синонимы), важно, чтобы каждый день, регулярно, акцент не на содержании.

“Средство массовой информации” - одноканальность, пассивность канала: от источника к массам, главное - донести до каждого сигнал.

И, наконец, “медиа” - посредник, середина, иногда добавляют “послание”, message, но тут есть ряд вопросов.

В этом (см. выше) смысле - ежедневность, регулярность в последнее время выносится в сектор “роботизации”, технологизации медиа-сферы (новостные ленты, прямые включения и т.п.). Последний всплеск регулярного содержательного “освещения” (“журналистского медиа”) - еженедельные рубрики Киселева, Сванидзе, Доренко, Максима Соколова.

Ускорение жизни (с недельного ритма на ежедневный) потребовало и ускорения осмысления. Требование регулярно-ежедневной аналитики родило программу “Однако”, которая фактически соревновалась с откровенной “медиа” (посредник) “Здесь и сейчас”. “Однако” довольно быстро выродилось в своеобразное шоу, как в свое время “Время с Доренко”. “Здесь и сейчас”, продолжательница ежедневных медиа “Часа пик” и “Героя дня” - живет и здравствует. А теперь и ежедневная регулярная аналитика опаздывает.

В этом смысле сводки аналитического отдела “РБК” не являются журналистикой - они не регулярны. Они появляются чрезвычайно быстро после ключевых событий и читаемы весьма. Они появляются в разделе, который не нумеруется и не датируется, не анонсируется и не рекламируется. Тексты по форме и по содержанию очень похожи на те, что публикуются в газетах и журналах. Но это иное - не журналистика. Сидит на окошке кошка. Хвост, как у кошки, усы как у кошки. Но, черт возьми, функция у него другая.

Журналистика все равно развлекает и удовлетворяет читательские инстинкты. Современное нечто, что выросло там, куда не распространяет свои чары журналистика - это определение, взвешивание, разведение позиций участников процессов. И далее - сценирование, прогнозирование и т.д. Это можно делать либо когда что-то случается и прежние представления меняются (повернулся калейдоскоп), либо когда вдруг осенило или “не могу молчать” (читайте “Русский журнал” www.russ.ru).
Совершенствование и развитие популярности журналистики (регулярность превыше всего - можно что-то вырезать, не выйти нельзя) ведет ее к присоединению к искусству в качестве нового вида (литературного, как “Ридерз дайджест”, или в качестве элемента поп-культуры, как “Итого” или “Голая правда”).

А вот дикторы из телевизоров исчезли. В новостях превратились в ведущих. А на радио они превратились в ди-джеев. По-своему, конечно, тоже дикторы. Спору нет...