На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Инфоцентр

БИБЛИОТЕЧКА
Статьи, интервью и комментарии по разным темам, пока еще не вошедшие в отдельные подразделы, но небесполезные для журналистов...
01/2003 - © Йоахим Х.Рудек
Перевод © Юрия Лебедева
© Журнал "Нордлихт", номер 37 декабрь 2002 года

О статье профессора Леонхарда
по поводу гибели лайнера
"Вильгельм Густлоф"

В номере 36 журнала "Нордлихт" за сентябрь 2002 года, а также в различных газетах профессор Альфред Леонхард поставил на обсуждение вопрос, почему во время потопления лайнера "Вильгельм Густлоф" на помощь тонущим людям не пришли находившиеся поблизости подводные лодки XXI проекта, подводная лодка другого типа, а также крейсер "Адмирал Хиппер".

Текст статьи, к сожалению, содержит несколько существенных ошибок, которые, если их не исправить, создадут искаженную картину происходившего. Ничего не выдумывая, хотел бы все-таки сделать несколько дополнительных замечаний.

По моему мнению, не подлежат дискуссии следующие факты:

  • "Вильгельм Густлоф" был не госпитальным судном, а плавказармой 2-ой учебной дивизии подводного плавания в Готенхафене (Гдингене). То есть, по статусу это был военный корабль.

  • Торпедирование "Вильгельма Густлофа" было страшным событием, которое сегодня наглядно показывает, что из него надо извлечь правильный урок.

  • Командиру советской подводной лодки не может быть сделано никаких упреков. Это была война, и он действовал согласно приказу.

В своих рассуждениях автор статьи А.Леонхард ссылается главным образом на ассистента казначея на борту "Вильгельма Густлофа" Гейнца Шена, который приобрел известность после публикации большого числа книг на морскую тему. Остановимся на некоторых деталях статьи Альфреда Леонхарда.

Так, например, он пишет: "В тот же день последовал запрет лодке XXI проекта U-3580, которая вышла из Данцига курсом на Запад, брать на борт находившихся в порту беженцев". Здесь можно сказать лишь одно. Лодки с таким номером никогда не было. Последний по возрастанию номер имела ПЛ U-3532, которую в полусобранном состоянии на буксире оттащили в феврале 1945 года из Данцига на Запад.

В своих рассуждениях А.Леонхард указывает со ссылкой на Г.Шена на неправильную оценку обстановки Командующим подводными силами гросс-адмиралом Карлом Деницем. Это абсолютная нелепость. Дениц к тому времени давно уже не был на этой должности.

Чтобы лучше уяснить ситуацию, необходимо рассмотреть структуру немецких подводных сил к началу 1945 года. Необходимо различать в командовании подводных сил Оперативное командование фронтовых подводных лодок, отвечающее за их боевое применение и тактическое управление ими и Организационное командование, ответственное за подготовку и личный состав. Обе структуры имели четкое отличие друг от друга. В то же время, правильной является констатация, что Дениц, несмотря на то, что был Главнокомандующим ВМС, уделял повышенное внимание Оперативному командованию. По существу, он лично руководил подводной войной. А надводные силы давно уже не вели наступательных действий.

Начальник Организационного командования адмирал фон Фридебург вынужден был под угрозой приближавшегося советского фронта передислоцировать из Готенхафена на Запад личный состав 2-й учебной дивизии подводного плавания. К тому времени уже остро ощущалась нехватка подготовленных экипажей, а развитие военных действий требовало применения подводных лодок XXI проекта из военно-морских баз в Норвегии.

По данным А.Леонхарда в момент потопления "Вильгельма Густлофа" в непосредственной близости к месту катастрофы находились шесть подводных лодок:

U-2506 - капитан-лейтенант Хорст фон Шретер

U-2511 - капитан 3 ранга Адальберт Шнее

U-2518 - капитан-лейтенант Фридрих Вайднер

U-2519 - капитан-лейтенант Петер Эрих Кремер

U-3007 - капитан-лейтенант Хельмут Мансек

U-3008 -капитан-лейтенант Фокко Шлемер

Подводные лодки с номерами, начинавшимися на 25, подчинялись 31-й флотилии (Гамбург) во главе с начальником флотилии капитаном 1 ранга Бруно Маном.

Обе ПЛ, с номерами, начинавшимися на цифру 30, принадлежали 4-й флотилии (Штеттин), которой командовал капитан 2 ранга Гейнц Фишер. Эти соединения относились к учебным флотилиям и подчинялись Командованию подводных сил "Ост" под началом капитана 1 ранга Шеллонга, которое размещалось в Данциге.

Поскольку еще не были разработаны соответствующие документы по подготовке и боевому применению новых подводных лодок, то дополнительно была создана "Испытательная группа ПЛ XXI проекта". Руководил этой группой капитан 2 ранга Эрих Топп. Именно он командовал во время данного учебного похода, в котором отрабатывались атаки на конвои противника.

Все шесть подводных лодок должны были поступить в распоряжение 11-й фронтовой флотилии (Берген, Норвегия), для последующего боевого использования. Командовал флотилией капитан 2 ранга Генрих Леманн-Вилленброк, известный по фильму "Подводная лодка".

Позднее туда прибыли ПЛ U-2506, U-2511, U-2518 и U-3008, но в боевой поход смогла выйти только U-2511.

ПЛ U-3007 была уничтожена во время авианалета на Бремен 24 февраля 1945 года. Для полностью оснащенной вооружением ПЛ U-2519 не удалось найти обученного экипажа.

Без сомнений, целью Деница и Топпа (дослужился в ВМС ФРГ до вице-адмирала), был ввод этих шести лодок в боевой состав ВМС Германии. Поэтому подготовка экипажей шла под личным контролем руководства флота.

Далее А.Леонхард пишет: "Командиры ПЛ U-2518 и U-2519 доложили о советской подводной лодке Командованию подводными силами. То есть, оно было проинформировано о присутствии "С-13" (советская подводная лодка) и, тем не менее, через Командующего подводными силами "Ост" объявило центральную и западную часть Балтийского моря свободными от подводных лодок противника".

Возникает, естественно, вопрос, какому Командованию подводными силами доложили командиры об обнаружении советской подводной лодки? С точки зрения организационной подчиненности, своему Командованию, то есть Командованию "Ост", капитану 1 ранга Шеллонгу. Или кому-то другому?

В любом случае, Командование подводными силами "Ост" не распоряжалось 2-й учебной дивизией подводного плавания. Дивизия подчинялась своему командиру, капитану 1 ранга Карлу Найтцелю, который отвечал также за плавказарму "Вильгельм Густлоф"

Кроме того, было еще Командование по подготовке подводных сил во главе с капитаном 1 ранга Виктором Шютце, которому также подчинялась "учебная дивизия подводных сил". Без сомнения, это была неразбериха в полномочиях. Именно поэтому необходимо более тщательно исследовать данный вопрос.

Исходя из данной констатации, возникает следующий вопрос, кто должен был принимать решение в критической ситуации о выделении фронтовых подводных лодок, находившихся в учебном плавании, для проведения спасательной операции? Командующий подводными силами, но какой? Или Эрих Топп, фанатичный приверженец своего шефа, гросс-адмирала Деница? Последний, во всяком случае, уж точно не имел к этому отношения.

Необходимо постоянно иметь в виду, что тогда шла война. А на войне командиры принимают решения, которые могут привести к гибели тысяч людей, но они могут и спасти им жизнь. На эту тему можно философствовать, но войны без гибели людей не бывает.

Перейдем теперь к крейсеру "Адмирал Хиппер". Ни один из командиров не возьмет на себя ответственность, подвергать корабль такого класса угрозе атаки подводной лодки противника, не имея при этом достаточного противолодочного охранения. Так не поступали в то время, не делают этого и сейчас. Такова особенность войны.

С точки зрения человеческого восприятия, уход "Адмирала Хиппера" с места катастрофы" - это драма. С позиции военной оценки - это необходимость.

Здесь к месту вспомнить похожий пример, связанный с гибелью линкора "Бисмарк". После того, как он ушел на дно, к месту катастрофы подошли британский крейсер "Дорзешир" и эсминец "Майори", чтобы спасти плававших немецких моряков. С приближением немецких подводных лодок оба корабля поспешно покинули район бедствия. Так немецкие подводные лодки непосредственно повлияли на смерть многих сотен своих товарищей.

А.Леонхард по моим данным служил офицером в различных штабах ВМФ ГДР. Таким образом, ему известны подобные факты и он разбирается в особенностях подводного флота. Легко ставить вопросы так, как делает это он. На войне окружающая действительность воспринимается по-другому. Решусь выразить сомнение в том, что он в данном конкретном случае, как командир подводной лодки, пошел бы спасать тонущих людей без соответствующего приказа или согласия.

Данная статья является примером того, как не должно описываться историческое событие. Дискуссия на тему "что было бы, если бы" лучше подходит для политической сцены, но никак не для исторического альманаха.

Если бы германский Рейх не начал войну, не было бы жертв войны. Но ведь Германия развязала войну. Поэтому сама вынуждена была следовать ее законам. К сожалению, бесчеловечность, является одним из этих законов.

Я не могу давать оценку, имеет ли смысл сегодня вести дискуссию о гибели "Вильгельма Густлофа". Но тот, кто публикует серьезный документ по данной теме, должен основываться на исторических фактах, а не рассуждениях бывшего ассистента казначея.

Утверждение А.Леонхарда о том, что стая немецких подводных лодок пассивно наблюдала за гибелью тысяч людей во время катастрофы "Вильгельма Густлофа", возлагает вину на командиров этих лодок. Это несправедливо.

Точно также фальшивым является тезис, что руководство в берлинском бункере Гитлера должно нести за это ответственность. Эвакуацией войск и гражданского населения по Балтийскому морю с востока на запад занимались совсем другие люди, не принадлежавшие к нацистскому руководству. Оно к тому времени уже давно не заботилось о людях, страдавших от войны.

Если же здесь вести речь об ответственности, то не следует забывать военного коменданта "Вильгельма Густлофа" капитана 3 ранга Вильгельма Цана. Гражданский капитан и военный командир не смогли распределить свои полномочия. Сегодня мы знаем, что ошибкой стал выход в море "Вильгельма Густлофа" без достаточной разведки и охранения. Если бы все завершилось благополучно, то никто бы тогда не вспомнил о допущенных просчетах.

В мое давно ушедшее время морских походов всегда говорилось, что самые лучшие командиры, это те, кто остаются на берегу.

Йоахим Х.Рудек
Хельсингер штрассе 79
18107 Росток.

© Материал подготовил и переслал
с разрешением на публикацию Юрий Лебедев.