На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Инфоцентр

ПРАВО И ЭТИКА
Законодательная база СМИ, каталог ссылок на сайты, посвященные правовому регулированию массовых коммуникаций, публикации, справки, тексты законов...
Михаил Генин

Интернет и СМИ – общие вопросы необходимости регистрации и налогообложения сетевых СМИ

Главное отличие Интернета от любой области “оффлайновой” жизни в том, что любая деятельность в Сети связана с информацией. Интернет – информационное пространство. При этом большая часть интернет сайтов занимается только предоставлением информации всем своим пользователям (читателям). Информация – не только товар, это еще и экономически и политически значимый для страны ресурс. Всем известны нынешние непростые отношения между государством и СМИ (прессой и электронными СМИ). Поэтому именно сейчас важно наконец определиться с тем, кого или что считать и не считать Интернет-СМИ.

Статья 2 Закона РФ “О средствах массовой информации” утверждает, что “под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”. Способ передачи информации явно не указан, таким образом любой интернет-сайт попадает под это определение.

Если продолжать аналогии, то забор, на котором что-то написано, и надпись на котором меняется с некоторой периодичностью – тоже попадает под определение СМИ.

Еще более четко закрепляли этот факт два нормативных проекта, появившиеся в начале года - Проект Постановления правительства РФ “О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети (“Сетевых СМИ”)” и приложение к нему – “Положения о порядке регистрации государственных средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети (“Сетевых СМИ”)”.

Судьба этих проектов была незавидна, во многом благодаря сильной общественной критике, однако их идеи живы до сих пор.

Так что сейчас мы можем опираться только на имеющийся “Закон о СМИ”. Можно долго размышлять о том, являются или нет сайты СМИ (допустим, подводя их под статью “иные СМИ” Закона), но это уже вопрос теории. Подробней можно прочитать в публикацях Виктора Наумова и в моих публикация в “ИнфоБизнесе” в январе-марте этого года.

По статье 24 “Закона о СМИ”:
"Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное”.

Фактически, “Закон о СМИ” освобождает СМИ от регистрации в случае, если тираж издания меньше 1000. Однако просчитать количество человек, получивших доступ к конкретному сайту, невозможно (можно считать лишь количество хитов, но не уникальных посетителей, учитывая существование proxy и т.п.), к тому же проводить аналогии между тиражом и посетителями сайта – неуместно.

Фактически, заставить сетевое СМИ регистрироваться невозможно. Таким образом, регистрация сайта в качестве СМИ должна быть сугубо добровольной. Первыми это поняли в МНС, в письме от 11 мая 2000 г. N ВГ-6-02/361, указав, что "В отношении организаций, распространяющих периодические издания в сети Интернет, отсутствует требование об обязательном получении свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации"

Т.е. в интересах государства предоставить зарегистрированным СМИ такие условия или льготы, чтобы такой регистрации добивались. Т.е. вопрос взаимоотношений государства и СМИ – это вопрос торга. Если государство не поймет этого – мы получим ситуацию с десятками новых “Радиостанций “Свобода”” – все в России могут слышать (читать), а юридически сама компания – далеко за пределами России.

Сразу надо отметить, что все сетевые СМИ, представленные сейчас на российском рынке имеют регистрацию. Однако это не означает, что все идет гладко.

Итак, какие же вопросы надо решить законодательно?

Вопрос “полезности” статуса СМИ. Фактически этот вопрос уже решен. Согласно “закону о СМИ”, зарегистрированные СМИ получают различные права информационного характера – право на запрос информации о деятельности гос. органов и т.п. Эта ситуация имеет и обратную сторону, поскольку появляется ответственность (в том числе и уголовная) за публикуемую информацию. В этом аспекте разницы между сетевыми и несетевыми СМИ нет никакой, поэтому и останавливаться на нем подробно не имеет смысла.

Вопросы налогообложения. Здесь уже гораздо больше проблем и больше отличий от “оффлайновых” СМИ. Несмотря на то, что СМИ по имеющемуся законодательству освобождаются от НДС и налога на прибыль, в случае с интернет СМИ к этому добавляется тот факт, что вообще система распределения затрат и-бизнеса выглядит иначе, нежели у любого “обычного” бизнеса. Практически независимо от того, что предлагает бизнес, информацию или материальный товар, основные затраты – это зарплата персонала. А соответственно, большие “зарплатные” налоги и социальные отчисления бьют по карману сетевой компании гораздо сильнее. При этом уровень других материальных затрат на порядки ниже, чем у офлайновых компаний. Поскольку при работе с информацией товара нет вообще, а прибыль идет от рекламы, а при торговле материальными предметами все затраты нельзя заложить в себестоимость, то налоги на прибыль при таком раскладе получаются просто запредельными.

Не стоило забывать, что налоговые льготы действовали лишь до 2002 года.

Кроме того, налоговые льготы не распространяются на СМИ рекламного и эротического характера. Для сетевых СМИ это нереально – сравнивать количество баннеров (графической рекламы) с количеством текста невозможно. Соответственно, необходимо проработать механизм расчета количества рекламы для новых условий. Причем сделать это довольно просто – “назначить” рекламными сетевыми СМИ баннерные сети (рекламные или сети баннерного обмена), а все прочие сайты не считать рекламными вообще. С перегибами рынок разберется сам – сайт, у которого 90% экрана занимают баннеры, просто никто не будет смотреть. Останется лишь два вопроса:
1) считать ли рекламными СМИ различные каталоги и рубрикаторы. С моей точки зрения - нет. Если и относить их к СМИ, то к справочникам и т.п. и
2) как быть с регуляторами, установленными законом “О Рекламе” - скажем с запретом рекламы алкоголя или оружия (или временными ограничениями на их показ). Практически решение этих проблем вполне осуществимо нынешними техническими средствами баннерных сетей, однако как заставить их отслеживать подобные ситуации – непонятно. Поскольку способов заставить баннерную сеть зарегистрироваться как рекламное СМИ не существует.

Что касается эротических СМИ, тут неясность полная – по нормальному государство не смогло еще определиться и с обычными эротическими СМИ, поэтому поднимать этот вопрос относительно Интернета неуместно. К тому же интернет сообщество достаточно саморегулируется – предупреждения (dislaimer), висящие перед входом на каждый эротический сайт ничем не хуже тех ограничений, что накладываются на оффлайновые эротические СМИ.

Выводы:

На данном этапе развития нет необходимости вносить коррективы в Закон “О средствах массовой информации”. Надо смириться с тем, что СМИ уже окончательно вышли из под полного контроля государства и регистрироваться могут на добровольной основе.

Однако необходимо проработать и внести изменения в нормативные акты касающиеся налогообложения СМИ и регулирования рекламного рынка. Налоговые льготы вводились для того, чтобы помочь встать на ноги новому рынку независимых СМИ в России. Однако ситуация такова, что сейчас появился новый пласт СМИ, которые не способны платить налоги, и значит действие налоговых льгот должно быть продлено.

В случае с рекламой налицо появление нового рекламного рынка и рекламных технологий, что влечет за собой необходимость внесения существенных дополнений в закон “О рекламе”. Однако это уже тема для отдельного доклада.

В целом же интеграция сетевых СМИ в российское законодательство не является столь большой проблемой – в первую очередь потому, что сами СМИ продолжат свое существование вне зависимости от изменений в законодательстве.

Михаил Генин - Главный редактор "Инфобизнес Онлайн", редактор еженедельников “Компьютерра” и “ИнфоБизнес”, ИД “Компьютерра”. Юрист, специалист по МЧП. (окончил ГЕА им. Маймонида).
Доклад на III всероссийской конференции "Право и Интернет : теория и практика" 28-29 ноября 2000, Москва

Оригинал лежит здесь >>>

При использовании ссылка на автора обязательна!