На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Инфоцентр

ПРАВО И ЭТИКА
Законодательная база СМИ, каталог ссылок на сайты, посвященные правовому регулированию массовых коммуникаций, публикации, справки, тексты законов...

Новый Кодекс - новые гарантии получения информации

Проблема получения информации

Конституция РФ (ст.29) гарантирует всем право на получение информации. Однако, если не брать во внимание персональную информацию о самом запрашивающем её гражданине, то на практике право на получение любой несекретной информации из государственных источников закреплено в российском законодательстве лишь за редакциями СМИ. Рядовые же граждане в значительной степени обречены получать информацию опосредованным образом, через журналистов.

Невзирая на актуальность и важность этого вопроса для общества, до недавнего времени попытки законодателей изменить сложившееся положение были редки и нерезультативны. Так, 23 мая 2002 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ был отклонен проект закона О праве граждан на информацию, внесенный депутатами В.В.Похмелкиным и С.Н.Юшенковым. Андрей Вульф, председатель подкомитета комитета Госдумы по информационной политике, в интервью Институту проблем информационного права, в качестве причины отклонения этого законопроекта назвал его недостаточную проработанность. Вместе с тем, депутат Вульф подчеркнул необходимость принятия закона, который бы устанавливал конкретные механизмы для получения гражданами информации.

В отдельных субъектах федерации, не дожидаясь принятия закона в центре, предпринимаются шаги к урегулированию этого важнейшего. Также, 27 мая 2002 года был в первом чтении принят Закон Калининградской области "О порядке предоставления информации органами государственной власти и местного самоуправления Калининградской области".

Но и в практике взаимоотношений журналистов и чиновников по поводу получения редакциями СМИ необходимой информации далеко не все просто. Законом РФ о СМИ (1991) установлено право подачи запроса информации редакцией СМИ, предусмотрены вполне определенные основания отказа и отсрочки в предоставлении информации. Вместе с тем, редакции СМИ зачастую ждут более долгий, чем это установлено Законом (семь дней), срок чтобы получить необходимую им информацию, либо вообще сталкиваются с необоснованным отказом в её получении от должностных лиц государственных и муниципальных органов.

Однако, в ближайшее время негативная тенденция, сложившаяся в отношениях редакций СМИ с чиновниками и связанная с получением информации, может в некоторой степени быть сглажена. Насколько удастся ее переломить в пользу СМИ зависит от активности самих редакций СМИ с учетом новых возможностей защиты своего права на получение информации.

КоАП и право на доступ к информации

В соответствии с действующим законодательством единственно возможными видами ответственности за отказ в предоставлении информации являются дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях отсутствовала ответственность за отказ в предоставлении информации по нормам Закона о СМИ.

Принятый же в конце 2001 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) содержит ряд новелл, прямым образом касающихся деятельности СМИ. КоАП РФ опубликован в <Российской газете 31 декабря 2001 года и вступает в силу 1 июля 2002 года. С этого момента появляется возможность защищать права редакций СМИ на получение информации в порядке административного судопроизводства.

Ответственности за отказ в предоставлении информации посвящена отдельная статья 5.39. Именно на нее теперь смогут ссылаться журналисты в случаях неправомерных препятствий в получении информации.

Появление этого состава административного правонарушения является чрезвычайно важным, поскольку ранее в законодательстве практически отсутствовала возможность оперативного привлечения должностных лиц к ответственности за неправомерные действия либо бездействия при выполнении обязанности по предоставлению информации.

Что предусматривает КоАП?

В отсутствие закона, регулирующего процедуру получения гражданами информации от органов государственной и муниципальной власти, практически единственной такой возможностью является закрепленная Законом о СМИ процедура запроса редакцией информации (ст. 3840).

С вступлением КоАП РФ в силу обязательность соблюдения процедуры получения ответа редакцией СМИ подкреплена административной санкцией за необоснованный отказ либо ее несвоевременное представление. Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. может быть наложен в пределах 500 рублей.

Административную ответственность, согласно КоАП РФ (ст. 5.39), влекут за собой следующие действия:

  • неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина;
  • несвоевременное предоставление таких документов и материалов;
  • непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом;
  • предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации.

Третий из вышеперечисленных четырех пунктов статьи имеет прямое отношение к запросам редакции, поданным в государственные органы, организации и общественные объединения и их должностным лицам.

Принципиальное значение имеет закрепленный в КоАП РФ следующий принцип: <Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ст. 4.1). Это означает, что должностное лицо не может повторно отказать в предоставлении информации, сославшись на то, что уже было привлечено за это к административной ответственности, в связи с чем считает отношения с редакцией СМИ исчерпанными.

Если же должностное лицо вновь не предоставит информацию по запросу редакции, то согласно ст. 4.3 КоАП РФ, это может расцениваться как продолжение противоправного поведения, что является отягчающим основанием при решении вопроса о назначении административного наказания. Аналогичным образом будет рассматриваться повторное совершение правонарушения например, по отношению к другой редакции, если за совершение первого административного правонарушения на должностное лицо был наложен штраф, но не истекли 12 месяцев с момента привлечения его к ответственности.

Кроме того, если после вынесения предупреждения суда о необходимости выполнения своей обязанности ктото из чиновников будет продолжать отказывать в предоставлении информации, налицо будут основания для возбуждения уголовного дела по статье 315 Уголовного кодекса РФ (<Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта).

Субъектом данного административного правонарушения является должностное лицо государственных либо муниципальных органов власти. Напомним, что в соответствии со ст.39 Закона РФ о СМИ (1991г.), обязанность предоставления информации по запросу редакций установлена в отношении только государственных органов, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В перечень этих лиц не входят органы местного самоуправления, возникшие в нашей стране после принятия Конституции в 1993 году. Однако историческое и систематическое толкование Закона РФ о СМИ позволяют считать и должностных лиц муниципальных органов власти адресатами обязанности по предоставлению информации.

Что нужно знать для защиты права на получение информации?

Редакция СМИ вправе обратиться в органы внутренних дел с просьбой о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с незаконными действиями должностного лица, связанными с нарушением права на получение информации (ст.28.1).

Должностными лицами органов внутренних дел немедленно после обнаружения факта совершения административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении (ст.28.5). Как установил КоАП РФ, дела, связанные с нарушением права на получение информации, рассматриваются мировым судьей (ст. 22.1). В течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении, он направляется судье, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.28.8).

По общему правилу, для рассмотрения дела об административном правонарушении в суде установлен пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен судьей, но не более чем на один месяц (см.ст.29.6).

Такой длительный срок для рассмотрения дела об административном правонарушении, о котором говорится в ст.5.39 КоАП РФ, свидетельствует о том, что проблема доступа СМИ к информации окончательно не решена. Предоставленная КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за нарушения, связанные с предоставлением информации, является лишь первым шагом в дальнейшем правовом урегулировании этого важнейшего вопроса. Все проблемы могут быть исчерпаны только с принятием специального федерального закона, в котором были бы предусмотрены должные гарантии реализации права на поиск и получение информации для редакций СМИ.

Институт проблем информационного права

Адрес: 101999, Москва, Моховая 9, к.338 Телефон (факс): +7 (095) 2036571, 2039388; 7373371
Эл.почта: root@medialaw.ru; Интернет: www.medialaw.ru

АНО "Интерньюс"

Адрес: 121019, Москва, Никитский бульвар 8а, Центральный Дом журналиста, к.303. Телефон: +7 (095) 9562248; Факс: +7 (095) 2912174 Эл.почта: info@internews.ru; Интернет: www.internews.ru