На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Журналистам

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Мнения ученых и журналистов, советы и рекомендации; статьи о жанрах и истории журналистики; сырье для рефератов; олигархи и медиамагнаты; из немецкой журналистики...

Основные финансовые группы
и СМИ России - 1998 - 1999 гг.


Холдинг "Медиа-МОСТ"

Первым опытом создания системы СМИ, открыто объявивших о своих "тесных отношениях" с крупной финансовой структурой, стало формирование информационной системы, находящейся под контролем группы МОСТ. В 1993 году на деньги МОСТа была основана первая негосударственная телекомпания НТВ. Затем в состав "информационной империи" МОСТа были включены приобретенные им радиостанция "Эхо Москвы" и еженедельник "Семь дней", а также основанные непосредственно МОСТом газета "Сегодня" и журнал "Итоги".

Информационные достижения МОСТа были бы невозможны без наличия у него связей в высших эшелонах власти. Так, часть четвертого телеканала (наиболее выгодное время, так называемое "прайм тайм") была передана НТВ в период, когда всю информационную политику государства курировал Михаил Полторанин. Окончательная передача НТВ всего вещания на четвертом канале стала "наградой" за активное участие телекомпании в президенстской гонке. Известны также многолетние связи МОСТа с мэром Москвы Юрием Лужковым.

Несмотря на это, МОСТ достаточно часто менял своих политических партнеров. Так, конфликт с Полтораниным проявился уже к 1994 году. В результате "мостовские" СМИ начали против него активную кампанию, сыгравшую свою роль в том, что этот политик был вынужден покинуть арену большой политики.

Взаимоотношения между МОСТом и Лужковым также нашли отражение в контролируемых МОСТом СМИ. Если в 1993-1995 годах материалы о московском мэре в них носили крайне благожелательный характер, то уже во второй половине 1995 года наблюдается ухудшение отношения к нему в программах НТВ и в газете "Сегодня".

После "банковской войны" лета 1997г. империя Гусинского активно демонстрирует намерение сблизиться с Черномырдиным. Впервые озвученное вице-президентом холдинга В.Костиковым (бывшим пресс-секретарем Президента) в июле, подчеркнутое уважение к премьер-министру стало постоянной чертой информационных и аналитических передач НТВ.

Пользуясь своими политическими связями, Гусинский смог добиться выгодной для НТВ сделки с РАО Газпром. Приобретение 30% акций НТВ Газпромом следует рассматривать как получение телекомпанией солидных инвестиций (по некоторым данным, сумма, уплаченная Газпромом за акции, значительно превышала их рыночную стоимость) при сохранении контрольного пакета акций за МОСТом.

НТВ традиционно стремилось представить себя в качестве независимой структуры, связанной с МОСТом лишь сугубо деловыми отношениями. Но политическая активность компании полностью соответствует интересам Гусинского, что подтверждают как примеры, перечисленные выше, так и отношение НТВ к другим политическим деятелям и событиям, в том числе и к Б.Н.Ельцину. Несколько демонстративная оппозиционность 1995г., вызвавшая неприятие со стороны команды Коржакова, сменилась полностью пропрезидентской позицией в следующем году. Примечательно, что в президентской кампании 1996г. НТВ первоначально симпатизировало Г.Явлинскому. Однако активная вовлеченность Гусинского в деятельность "давосской группы" банкиров, пролоббировавших кандидатуру А.Чубайса на пост координатора ельцинского штаба и тем способствовавших "смене вектора" президентской кампании, естественным порядком привела и к переориентации НТВ на кандидатуру Президента. Итогом кампании 1996г. для НТВ стало не только расширение сетки вещания, но и серьезный рост политического авторитета его руководителей А.Малашенко и Е.Киселева, которые неизменно присутствуют в "сотне ведущих политиков России", а первый из них всерьез рассматривался как кандидат на пост главы администрации Президента в июле 1996г.

НТВ считается наиболее выгодным проектом МОСТа как с политической, так и с коммерческой точки зрения. Однако попытки расширить сферу влияния НТВ за счет проекта НТВ+ (4 спутниковых канала - музыкальный, спортивный и 2 канала художественных фильмов) нельзя пока считать удачными. Хотя, с другой стороны, число абонентов, пусть и небольшое, но растет достаточно быстро. А скорой коммерческой окупаемости от НТВ+ никто и не ждал.

Первым печатным изданием, контролируемых МОСТом, стала газета "Сегодня", основанная в 1993г. В эту газету перешла группа журналистов из "Независимой газеты", которым удалось сделать ее "престижной", но неспособной достичь массового тиража. Газета никогда не выходила заявленным тиражом в 100 тыс. Экземпляров, хотя эта цифра и указывалась вплоть до 1996 года в целях поддержания престижа.

Осенью 1996 года главный редактор "Сегодня" Д.Остальский был заменен на Е.Серова, ранее работавшего в "Коммерсанте". Это повлекло за собой "чистку" в редакции. На место ушедших пришли в основном журналисты из "Коммерсанта". Объем газеты значительно сократился, а тираж несколько вырос. Впрочем, до первоначально намеченной цифры ему все равно далеко. По другим имеющимся у нас оценкам, тираж "Сегодня" при Е.Серове не вырос вообще.

Летом 1997г. в газете произошла очередная реорганизация, вызванная недовольством руководства "Медиа-МОСТ" результатами деятельности нового руководства газеты. В результате Серов был переведен на пост вице-президента холдинга "Семь дней", а часть "коммерсантовцев" покинула газету. Некоторое время обязанности главного редактора газеты исполнял президент АО "Семь дней" Д.Бирюков, а в сентябре 1997г. новым главным редактором стал М.Бергер, в прошлом зав. отделом экономики газеты "Известия".

Вторым проектом стал еженедельник "Семь дней", который также не обошелся без смены главного редактора. Критик И. Петровская, стремившаяся к интеллектуализации издания, была уволена вместе с большинством журналистов. Следствием этого увольнения стал судебный процесс по поводу невыплаченных гонораров. Несмотря на это "Семь дней" выглядят достаточно успешным с коммерческой точки зрения проектом - за счет сравнительной дешевизны и простоты подачи материала он уже определил по популярности своего основного конкурента - "ТВ-парк".

Третьим печатным проектом Гусинского стал журнал "Итоги" - совместное издание с американским журналом "Ньюсуик". Появившийся на свет в начале 1996 года, этот журнал сделал самую серьезную заявку на пустовавшую на тот момент нишу общеполитического еженедельника и обошел по популярности схожий по жанру журнал "Огонек". Однако, начиная со второй половины 1996г., в журнале наблюдается определенная стагнация: "Итоги" практически не развиваются, продолжая использовать лишь изначально освоенные (как правило - калькированные с западного образца) приемы. МОСТ спонсирует также "Общую газету".

Кроме НТВ и печатных изданий, Гусинский контролирует одну из крупнейших радиостанций России - "Эхо Москвы". Этот проект, возглавляемый А.Венедиктовым, за счет большего количества рекламы в финансовом отношении более привлекателен.

Первоначально общее руководство информационными проектами МОСТа осуществлялось из единого центра, которым руководили Гусинский и нынешний президент ТОО "Группа МОСТ" Сергей Зверев, однако внешне построение "империи" выглядело децентрализованным. В январе 1997 года Гусинский объединил все свои информационные структуры в единую компанию "Медиа-МОСТ". Оставив посты в группе МОСТ и МОСТ-банке, он сосредоточился на работе в информационной сфере. Еще ранее все печатные проекты МОСТа были объединены в холдинг "Семь дней" во главе с Д.Бирюковым. Тем самым существовавшая всегда централизация приобрела официальный характер.

Отделение информационных структур от банковских и иных коммерческих начинаний связано не только с нежеланием приносить в жертву политике коммерческие интересы, хотя значительная часть руководства МОСТа изначально отрицательно относилась к информационно-политическим проектам Гусинского. Определяющую роль играет и то, что Гусинский сделал окончательный выбор в пользу информационных технологий, давая простор своим амбициям "российского Мэрдока". Последний яркий пример серьезности этих амбиций - заказ, который получила от группы "Медиа-МОСТ" американская фирма "Хьюз". Она должна изготовить спутник связи, способный обеспечить жителям западной части России до 50 каналов прямого телевещания. Спутник должен быть запущен в ноябре 1998г. в США.

Своим примером Гусинский доказал возможность создания информационной "империи" на основах централизации. Впрочем, часть его проектов, например, "Сегодня", не оправдали надежд, но их ликвидация нанесла бы ущерб репутации фирмы в целом. Поэтому он предпочитает сохранять и даже развивать нерентабельные структуры, а не прекращать их функционирование.

Выделение в отдельный холдинг всех медиа-проектов позволяет обеспечить полную управляемость как коммерческой стороной дела, так и политической "начинкой" изданий. Не случайно в информационной записке "О положении в СМИ", выдержки из которой со ссылкой на аналитические службы "Белого дома" опубликовали "Московские новости" (N38, 21-28 сент. 1997г.), сделан вывод о "практически полном" влиянии холдинга "Медиа-МОСТ" на подконтрольные издания.

СБС-Агро

В отличие от Гусинского, Александр Смоленский, руководитель банка СБС-Агро, представляет собой тип бизнесмена, для которого обладание влиятельными СМИ не является профилирующей сферой интересов, хотя в последнее время его экспансия на этом рынке серьезно возросла. Трудно представить, чтобы Смоленский оставил банковский бизнес для того, чтобы возглавить информационный концерн.

Политические связи Смоленского накладывают свой отпечаток на характер материалов, помещаемых в контролируемых им СМИ. Основную ставку он делает на тесное сотрудничество с премьер-министром В.Черномырдиным, по отношению к которому, как правило, соблюдается лояльность в данных СМИ. В то же время мэр Москвы Ю.Лужков был подвергнут резкой критике на страницах журнала "Столица", имеющего "московский" статус. Именно "Столица" оказала наибольшую поддержку дорогостоящей кампании против возведения в Москве памятника Петру Первому, направленной в значительной степени на подрыв позитивного имиджа московского мэра.

Смоленский, наряду с Гусинским, выступил в качестве спонсора газеты "Сегодня" при ее создании. Однако уже летом 1994 года банк вышел из спонсоров этой газеты, что, видимо, было связано с разногласиями между двумя банкирами, возникшими по причинам, не имеющим отношения к СМИ.

Первым самостоятельным приобретением Смоленского в области СМИ стал издательский дом "КоммерсантЪ", основанный Владимиром Яковлевым. Хорошая репутация первого в истории СССР крупного негосударственного издательского проекта (газета "КоммерсантЪ") способствовала инвестициям в него со стороны банка Смоленского (в тот период он еще назывался "Столичный"). Формально СБС-Агро не числится среди акционеров издательского дома, но кредиты, данные банком, обеспечивают контроль Смоленского над "Коммерсантом".

С помощью СБС-Агро издательский дом "КоммерсантЪ" пополнился рядом новых изданий. Первым среди них стал еженедельный журнал "КоммерсантЪ" (газета с этого момента стала называться "КоммерсантЪ-Дейли"). Однако, быстро завоевав популярность в деловых кругах за счет высокого уровня аналитических материалов, "КоммерсантЪ", начиная с 1995 года, вступил в фазу стагнации. Причиной этого стал уход из него почти всей журналистской команды, вступившей в конфликт с руководством издательского дома. Ушедшие основали журнал "Эксперт" - ныне основного конкурента "Коммерсанта" на рынке качественных деловых еженедельников.

Целый ряд издательских проектов "Коммерсанта" (журналы "Домовой", "Автопилот", "Деньги") можно рассматривать как удачные, так как они смогли найти своего читателя и завоевать преобладающие позиции в своих сферах. Более драматичной выглядит судьба журнала "Столица". Основанный еще в 1990 году, он ориентировался на потребности московской либеральной интеллигенции, при этом превосходя многие другие издания по объему "заказных" материалов. После приобретения "Столицы" "Коммерсантом" последний попытался придать журналу коммерческий характер, но столкнулся с активным сопротивлением коллектива редакции, не желавшего вносить принципиальные изменения в концепцию своего издания. Выход был найден "Коммерсантом" достаточно быстро. В 1995 году журнал перестал издаваться, а в конце 1996 года был воссоздан, но на принципиально новой основе. На пост главного редактора был приглашен С.Мостовщиков, сформировавший команду, ориентированную на легкий по стилю, несколько эпатажный журнал. Полностью обновленная "Столица", которую активно кредитует СБС-Агро, стала органичной частью издательского дома, хотя говорить о коммерческой выгоде проекта пока рано.

Издание "Столицы" стало определенным этапом в формировании издательской политики СБС-Агро. Если ранее банк не концентрировал внимания на том, что контролирует "КоммерсантЪ", а, напротив, стремился при удобном случае дистанцироваться от него, то с появлением "Столицы" Смоленский демонстративно подчеркивает свою связь с издательским бизнесом. СБС-Агро открыл в "Столице" свою вкладку, т.е. создал канал постоянного информационного обеспечения наиболее многочисленного отряда своих частных вкладчиков. Первоначально все вкладчики банка стали принудительными подписчиками "Столицы" (со скидкой в 50% от подписной цены), и лишь после вмешательства антимонопольных органов это было отменено.

Что касается газеты "КоммерсантЪ-Дейли", то она пережила несколько реорганизаций, что привело к смене ее основного авторского состава. Последняя такая реорганизация произошла в начале 1997 года, следствием чего стал переход одной группы журналистов в "Сегодня", а другой - в патронируемый ОНЭКСИМбанком "Русский телеграф". Руководство газеты, завоевавшей ведущие позиции на рынке "качественной" экономической прессы, стремится теперь превратить "КоммерсантЪ-Дейли" в массовую газету с большим тиражом, ради чего они даже вынесли основные бизнес-новости в специальную тетрадь. Однако представляется сомнительной сама возможность такой быстрой и коренной смены устоявшегося имиджа газеты.

Осенью 1997г. в издательском доме "КоммерсантЪ" произошла очередная крупная реорганизация. Журнал "КоммерсантЪ" был переименован в "КоммерсантЪ-Власть", а журнал "Деньги" (поглотивший выходившую с февраля 1997г. газету "КоммерсантЪ-Рейтинг") - в "КоммерсантЪ-Деньги". При этом газета "КоммерсантЪ-daily" и оба журнала стали выпускаться объединенной редакцией и единым журналистским коллективом.

С 1995г. СБС-Агро является одним из акционеров ОРТ. Первоначально банк, сосредоточившись на печатных СМИ, не проявлял большого интереса к электронным, а его участие в акционировании ОРТ имело две основные причины. Во-первых, для банка было важным создать плацдарм на телевидении. Во-вторых статус акционера ОРТ подчеркивал лишний раз близость банка к структурам исполнительной власти (как известно, при акционировании ОРТ предложение о покупке пакетов акций делалось с "самого верха" и лишь крупнейшим финансовым структурам).

Однако во второй половине 1996 года роль Смоленского на ОРТ выросла - он возглавил "ОРТ-консорциум банков", владеющий 38% акций телекомпании (кроме СБС-Агро, в состав консорциума входят также Менатеп, Альфа-банк и Объединенный банк).

В упомянутой выше записке "Положение в СМИ" делается вывод о неэффективном управлении издательским домом "КоммерсантЪ" со стороны банка СБС-Агро. Такой вывод представляется не вполне точным. Во-первых, руководство СБС-Агро держится в стороне от шумных политических скандалов, а потому не нуждается в повседневном лоббировании своей позиции через СМИ; во-вторых, ему всегда удавалось наносить "точечные" удары через издания "Коммерсанта". В-третьих, принцип "гибкого" воздействия на СМИ через кредиты в принципе является более цивилизованной формой управления и настраивает СМИ на коммерческую эффективность, что в долгосрочной перспективе исключительно важно.

Б.Березовский

Экспансия Березовского в СМИ началась в 1994 году, когда он фактически установил контроль над ОРТ. Формально он являлся лишь заместителем председателя Совета директоров ОРТ, однако председатель А.Яковлев выполнял сугубо номинальные функции. Большинство ключевых постов в компании было занято выдвиженцами Березовского, лишь генеральный директор ОРТ С.Благоволин, ушедший в отставку летом 1997г., был "компромиссной" фигурой, согласованной с правительством. Реальные рычаги управления оказались сосредоточены в руках заместителя генерального директора А.Патаркацишвили и руководителя информационных программ (а с ноября 1997г. - генерального директора) К. Пономаревой.

По мнению некоторых аналитиков, влияние Березовского на телекомпанию определяется тем, что он через свои структуры безвозмездно покрывает часть ее расходов. А это означает, что оно зависит не столько от занимаемых им постов как на ОРТ, так и любых других, сколько от политического доверия к нему высшего руководства. Соответственно, утрата поста в исполнительной власти не означает автоматического крушения "империи" Березовского, но в такой ситуации ее "выживаемость" ставится в прямую зависимость от его способности продолжать финансирование своих СМИ в должном объеме.

Еще одно электронное СМИ, где имеет влияние Березовский - телеканал ТВ-6. Он контролирует 29% акций этого телеканала.

В качестве руководителя Объединенного банка и АО ЛогоВАЗ Березовский установил контроль над двумя известными СМИ - "Независимой газетой" и журналом "Огонек". При выборе предметов приложения капитала сказалась основная черта Березовского при работе со СМИ - стремление не создавать новые структуры, а с максимальной выгодой использовать уже раскрученные, пользовавшиеся неплохой репутацией еще в перестроечный период.

Березовский известен как крайне осторожный инвестор, стремящийся к максимальной экономии. Возможно, это связано с нехваткой собственных средств - Объединенный банк никогда не входил в российскую банковскую элиту. Подобная экономия относится как к "Независимой газете", финансирование которой на должном уровне началось лишь спустя несколько месяцев после ее приобретения, так и к "Огоньку".

Политические симпатии Березовского накладывают отпечаток на спонсируемые им СМИ. Его стремление реализовать идею "просвещенного патриотизма", нейтрализовать оппозицию путем перехвата ряда ее лозунгов, нашло отражение в активной поддержке им курса главного редактора "НГ" В.Третьякова на публикацию подобных материалов.

Еще более ярко Березовский продемонстрировал верность своим идеям в деле с Невзоровым. По его инициативе, несмотря на протесты Благоволина, программа Невзорова "Дикое поле" в течение длительного времени фигурировала в сетке вещания ОРТ. При этом Невзорову было разрешено заниматься политической рекламой ряда лидеров оппозиции в обмен на лояльное отношение к Б.Н.Ельцину. Операция по "приручению" Невзорова завершилась перед президентскими выборами - ее результатом стала потеря Зюгановым одного из наиболее ярких потенциальных агитаторов. Примечательно, что как только Невзоров стал не нужен для обеспечения предвыборной кампании, его программа была закрыта. Тем не менее, столь обоюдоострый ход "подмочил" репутацию Березовского, и он до сих пор считает нужным "оправдываться" за сотрудничество с Невзоровым.

По мнению некоторых экспертов, в период тесного сотрудничества с Коржаковым (до начала 1996 года) "всеядность" Березовского простиралась до финансирования газеты "Завтра".

В последнее время деятельность Березовского в области СМИ наталкивается на целый ряд препятствий, как объективного, так и субъективного характера. К объективным причинам можно отнести аутсайдерный характер его печатных изданий - "НГ" уступает по популярности даже газете "Сегодня" и не может реально конкурировать с "Известиями" и "Коммерсантом-Дейли". "Огонек" проигрывает конкуренцию "Итогам" и "Профилю" на рынке еженедельных журналов.

Авторы записки "О положении в СМИ" в принципе верно оценили влиятельность Березовского на "свои" СМИ, отметив высокую эффективность их пропагандисткого воздействия в ходе "банковской войны".

ОАО "Газпром"

Формально "медиа-империя" Газпрома выглядит достаточно внушительно. Крупнейшей российской компании сегодня принадлежит 51% акций газеты "Рабочая трибуна", 30% - телекомпании НТВ, 3% - ОРТ, 100% - телерадиокомпании "Прометей" и отраслевого журнала "Фактор". Он является основным спонсором газеты "Труд". Дочерние предприятия Газпрома также являются совладельцами ряда региональных газет и телекомпаний.

Однако особых успехов на поприще СМИ Газпром не достиг. Например, владение акциями НТВ и ОРТ является, по словам самих же газпромовцев, всего лишь формальностью. Одна из причин этого - традиционность мышления тех менеджеров компании, которые отвечают за взаимодействие со СМИ. В результате вложения Газпрома в СМИ в большинстве случаев носили характер "спонсорской помощи", а не "политической инвестиции", поэтому в целом ряде случаев они оказывались неэффективными со всех точек зрения.

Газпром сделал ставку на приобретение наиболее массовых СМИ с расчетом на охват не только столицы (ареал распространения большей части так называемой "качественной" прессы), но и большинства регионов. Именно поэтому Газпром сделал ставку на известные, ранее уже раскрученные издания, основной аудиторией которых являются лица среднего и старшего возраста.

Первой газетой, которую спонсировал Газпром, стала "Комсомольская правда", одна из немногих сравнительно динамично развивающихся традиционных СМИ. Однако вложения в размере 9 млн.долл. не привели к установлению контроля над газетой. Весной 1997 года 20% акций "Комсомольской правды", якобы находившихся под контролем Газпрома, перешли в собственность ОНЭКСИМбанка по решению собрания акционеров. Трудовой коллектив редакции, вполне довольный своими взаимоотношениями с Газпромом, пытался протестовать, но безрезультатно. На собрании большинство имели дружественные ОНЭКСИМу структуры, а позиция коллектива привела лишь к смещению главного редактора В.Симонова почти сразу же после смены инвестора.

Потеря "Комсомольской правды" нанесла серьезный удар по планам Газпрома в области контроля за СМИ. Еще более серьезным выглядело то, что она совпала с кампанией за "демонополизацию" газовой отрасли. Именно в этот момент позиция "Комсомольской правды" как достаточно авторитетного издания могла оказать Газпрому существенную помощь.

Более перспективными выглядят пока инвестиции Газпрома в газеты "Труд" и "Рабочая трибуна", ориентированные на традиционно настроенного читателя. При этом популярность "Труда" значительно выше, чем "Рабочей трибуны". Однако продолжение этих инвестиций может быть поставлено под угрозу в случае усиления контроля со стороны государства за расходованием Газпромом средств. Теснейшая связь между государством и РАО в данном случае может стать осложняющим фактором и привести к обвинениям в нерациональном расходовании средств.

Наиболее удачным проектом, реализуемым Газпромом с 1997г., представляются вложения в журнал "Профиль", ставший одним из наиболее популярных российских еженедельников, который характеризует политические события через призму "конкурентных личностей". Журнал обладает репутацией знатока закулисных интриг, и положительное отношение к Газпрому при подаче в журнале "острых материалов" может принести компании значительную пользу.

Осенью 1997г. руководство Газпрома объявило о создании холдинга "Газпром-Медиа", управляющего акциями всех СМИ, принадлежащими Газпрому. Однако сразу же возникла проблема, состоящая в том, что наиболее ценный партнер Газпрома - газета "Труд" - еще не акционировалась. Пока лишь идет торг об условиях акционирования, в частности, о размерах и цене газпромовского пакета акций.

ЛУКойл

ЛУКойл представляет собой наиболее яркий пример крупнейшей компании, потерпевшей неудачу при попытке широкомасштабного вторжения в сферу СМИ.

Со второй половины 1996г. ЛУКойл выступил в качестве стратегического инвестора газеты "Известия" - крупнейшего традиционного либерального издания. (До этого времени был известен лишь один издательский проект компании - профессиональный журнал "Нефть России".)

Главный редактор "Известий" И.Голембиовский в течение длительного времени не давал согласия на продажу акций газеты, опасаясь потерять контроль над газетой. Однако аргументы ЛУКойла (солидная компания, менее политически ангажированная, чем многие другие коммерческие структуры) убедили его отдать предпочтение именно этому варианту, тем более что ЛУКойл первоначально не претендовал на контрольный пакет.

Однако уже весной 1997 года политические интересы ЛУКойла вступили в противоречие с позицией редакции. Резкие выпады "Известий" против В.Черномырдина (сначала упорное предрекание его отставки в конце февраля, а затем скандальная и явно "соркестрованная" перепечатка из парижского "Монда" о "пяти миллиардах") привели к конфликту, следствием которого явились два принципиальных шага ЛУКойла. Во-первых, компания приступила к приобретению контрольного пакета акций, осуществляя их скупку по завышенным ценам. Во-вторых, она потребовала отставки главного редактора.

В конфликте ЛУКойла с редакцией "Известий" наглядно проявились особенности пропагандистской войны, которую способны вести российские СМИ. Усилиями как газеты, так и большинства других СМИ, ЛУКойл был представлен "душителем свободы слова", тогда как коллектив редакции - поборником этой свободы. Остроты полемике прибавило и устоявшееся мнение, что репрессивные действия были предприняты ЛУКойлом с санкции главы правительства или даже по его инициативе.

При этом на заднем плане остался принципиальный вопрос о том, имеет ли собственник право смещения руководителя редакции. Интересно, что довольно частые прецеденты такого рода оставались вне поля зрения критиков. Лишь попытка освободить от занимаемой должности Голембиовского вызвала реакцию со стороны общества (особенно "знаковых фигур" из демократической интеллигенции), коллективные письма в защиту и т.д.

В этих условиях ЛУКойл был обречен на поражение, тем более что глава правительства не мог в данном случае поддержать инвестора без ущерба для своей репутации ОНЭКСИМбанк, выступив в союзе с коллективом редакции, консолидировавшим 25% акций (ныне находящихся в трастовом управлении ОНЭКСИМбанка) смог установить фактический контроль над газетой. Еще до окончательного подведения итогов скупки акций "Известия" напечатали целый ряд статей с резкой критикой ЛУКойла, после чего стало ясно, кто одержал победу.

В настоящее время ЛУКойл владеет почти 50% акций ОАО "Редакция газеты "Известия" и имеет трех представителей в совете директоров (2 члена совета представляют ОНЭКСИМ, 2 - коллектив редакции). Тем не менее, нефтяная компания на политику газеты влияния не оказывает.

ЛУКойл осуществляет также попытку внедрения в электронные СМИ. По данным газеты "Русский телеграф", компания владеет 10% акций ТВ-6. Кроме того, в настоящее время она выступает в качестве основного финансового донора Телевизионной Службы Новостей, которая некоторое время назад была частью второго канала, а теперь пытается превратиться в самостоятельный "не приканальный" проект.

ОНЭКСИМбанк

ОНЭКСИМбанк можно отнести к новым фаворитам информационного рынка. Его первый "пробный" издательский проект относится к 1995 году, когда банком было спонсировано создание журнала "Эксперт". При этом произошло достаточно необычное для российской журналистики того времени явление - практически весь трудовой коллектив журнала "КоммерсантЪ" одновременно перешел в новое издание.

Однако наибольшую активность в издательском бизнесе ОНЭКСИМ стал проявлять лишь в 1997 году, что совпало с ростом политических амбиций В.Потанина. При этом во главе кампании по овладению СМИ в ОНЭКСИМе стоит весьма компетентный человек - Михаил Кожокин, брат бывшего народного депутата РФ и известного аналитика Евгения Кожокина, новый председатель Совета директоров "Известий". Наличие четко поставленной цели и значительных средств обеспечивает адресный характер действий банка и их размах в сочетании с агрессивностью.

Целью ОНЭКСИМа является владение по меньшей мере тремя солидными газетами, рассчитанными на различные слои населения. При этом в выборе приоритетов ясно просматриваются политические мотивы.

Во-первых , ОНЭКСИМ установил контроль за "Комсомольской правдой" - одной из наиболее массовых общероссийских газет, выведя ее из-под влияния Газпрома.

Во-вторых , банк с мая 1997 года фактически контролирует "Известия", несмотря на то, что принадлежащий ему пакет акций в два раза меньше пакета акций ЛУКойла.

При этом, по свидетельствам прессы, решающий пакет акций (менее 1%) был перекуплен ОНЭКСИМом у корреспондента "Известий" в США Надеина за сумму, значительно превышающую их реальную стоимость (перед этим Надеин договорился о продаже этих же акций ЛУКойлу за меньшую сумму, но затем отказался от этой сделки).

Тем самым еще одна компания, пользующаяся "прочерномырдинской" репутацией, отстранена от контроля над СМИ. В то же время, и сами "Известия" представляют интерес для ОНЭКСИМа в качестве единственной газеты с последовательно либеральной репутацией, обладающей сложившейся сетью читателей в регионах.

Впрочем, ОНЭКСИМ с самого начала не намерен был идти в фарватере интересов редакционного коллектива. Свидетельством этого явилось согласованное голосование ЛУКойла и ОНЭКСИМа по поводу принципов выдвижения кандидатур на пост главного редактора газеты "Известия": коллектив редакции настаивал на исключении из этого процесса сотрудников других изданий, входящих в известинский холдинг - "Финансовых известий", "Недели", "Закона". Однако акционеры настояли на участии в процедуре всех журналистов. Избрание президентом ОАО "Редакция газеты "Известия" Д.Мурзина (бывший главный редактор "Финансовых известий") также свидетельствовало о разрыве ОНЭКСИМа с Голембиовским, который потерял сначала реальную, а затем и номинальную власть в газете - новым главным редактором был избран устраивающий ОНЭКСИМ В.Захарько.

Недовольный таким решением Голембиовский покинул "Известия" и увел за собой группу основных сотрудников газеты, которая с ноября 1997г. выпускает газету "Новые Известия". Если эта газета сумеет быстро раскрутиться и одновременно продемонстрировать необходимый уровень, то победа в борьбе за "Известия" может стать для ОНЭКСИМа "пирровой". Скандал, появление нового конкурента и неизбежное при этом падение престижа старейшего ежедневника в значительной мере обесценят его приобретение.

В-третьих , ОНЭКСИМ в сентябре 1997г. приступил к изданию "качественной" газеты, основным ареалом распространения которой должны стать Москва и другие крупные города. В "Русский телеграф" привлечена достаточно компетентная команда журналистов из "Коммерсанта", пишущих на экономические и политические темы (основным организатором этой группы выступил Л.Злотин, ставший главным редактором), а также группа бывших сотрудников газеты "Сегодня". Это издание имеет неплохие шансы стать одним из лидеров на рынке "качественных" СМИ, обладающих сравнительно небольшим тиражом, но рассчитанных на аудиторию, состоящую из лиц, принимающих решения в области политики и экономики.

ОНЭКСИМ за первую половину 1997 года уже стал одним из крупнейших участников российского информационного рынка. Есть основания полагать, что банк серьезно намерен составить конкуренцию традиционным участникам. Его газетно-журнальная империя - массовая "Комсомолка", традиционно авторитетные "Известия" с приложениями (плюс планирующие превратиться в самостоятельное ежедневное издание "Финансовые известия"), качественный "Русский телеграф" - выглядит сегодня, пожалуй, более внушительно, чем у любого другого финансово-промышленного конгломерата.

В наступательной стратегии ОНЭКСИМа пока очевиден приоритет политических интересов. Тем не менее, при достижении столь большого масштаба операций, банк вынужден ставить вопрос и о коммерческой эффективности изданий. Не случайно появилась информация о формировании в рамках ОНЭКСИМа специальной структуры - издательского дома "Проф-медиа" для координации подконтрольных банку СМИ. А руководить этой деятельностью приглашен А.Егиазарян - руководитель весьма успешного в 1995-96 гг. Московского национального банка.

Тем не менее, скандалы, связанные с "захватом" "Комсомолки" и "Известий", свидетельствуют об определенных трудностях в медиа-политике банка. Это, очевидно, побудило авторов записки "О положении в СМИ" сделать вывод об ограниченном характере влияния банка на свою "империю". Вывод, на наш взгляд, по крайней мере преждевременный.

Наряду с овладением рынком печатных СМИ ОНЭКСИМ проявляет интерес и к электронным СМИ. По некоторым данным, именно этот банк был заинтересован в нереализованном проекте акционирования второго и пятого телеканалов. А СМИ, конкурирующие со вторым каналом, открыто говорят о его подконтрольности ОНЭКСИМу.

Группа Ю.Лужкова

Отнесение профессионального политика - мэра Москвы - к числу медиа-магнатов представляется парадоксальным. Тем не менее, практически полный контроль мэра над муниципальными коммерческими структурами, в свою очередь являющимися владельцами СМИ, позволяет уподобить механизм влияния Лужкова в сфере печати аналогичным действиям крупнейших банкиров.

Разумеется, московский мэр давно уделял внимание своему имиджу как в столичных, так и в общероссийских изданиях. Однако целенаправленную деятельность в этом направлении Лужков начал лишь тогда, когда практически утратил благосклонность СМИ МОСТа. На сегодняшний день он сохраняет преобладающее влияние в одном из наиболее многотиражных изданий - "Московском комсомольце" ("размолвка" между Лужковым и Гусинским, например, вызвала резкую критику издательской политики Гусинского на страницах "МК"). Главный редактор "МК" П.Гусев одно время был московским министром информации, а затем носил формальный, но тем не менее весьма показательный титул "советника мэра по печати". Кроме того, полностью под контролем Лужкова находятся "Вечерняя Москва" (финансируется "карманным" Банком Москвы) и "Московская правда"; откровенно апологетической по отношению к Лужкову является "Неделя" (часть холдинга "Известий").

Под контролем Лужкова находится и вновь сформированная телекомпания "ТВ-Центр" (структурам правительства Москвы принадлежат две трети ее акций). Хотя на сегодняшний день информационный блок этой программы откровенно слаб, темпы и масштабы "раскрутки" нового телеканала свидетельствуют о серьезности намерений Лужкова. Примечательны и планы правительства Москвы перевести городской радиоканал на "третью кнопку" трехпрограммного громкоговорителя, что автоматически резко увеличило бы его аудиторию. При этом эффективность воздействия "команды Лужкова" на подконтрольные СМИ признается практически всеми аналитиками (не исключая и авторов записки "О положении в СМИ"), так что эту "империю" смело можно помещать в один ряд с конгломератами средств массовой информации крупнейших банков.

Остальные коммерческие структуры

Интерес к СМИ затронул целый ряд других известных коммерческих структур. Однако они не склонны (по крайней мере пока) к установлению контроля над значительным количеством СМИ, а скорее присматриваются к достаточно новому для них рынку.

Инкомбанк , например, помог возобновить выход "Новой ежедневной газеты", которая стала еженедельной и переименовалась в "Новую газету". При этом изменился характер издания - вместо газеты с претензиями на "качественность" появился еженедельник, наполненный острыми, сенсационными материалами, в целом оппозиционный по отношению к правительству. Газете удалось привлечь в состав авторского коллектива одного из наиболее известных журналистов - А.Минкина, ушедшего из "Московского комсомольца", что придает ей дополнительную популярность.

Инкомбанк достаточно активно влияет на публикации, появляющиеся в газете. В качестве примера можно привести крайне благожелательное (в отличие от ряда других СМИ) освещение "Новой газетой" Российского экономического форума в Екатеринбурге, одним из инициаторов которого был президент Инкомбанка В.Виноградов. Меньшая близость Инкомбанка к федеральной исполнительной власти по сравнению с рядом других крупных структур, позволяет ему спонсировать газету, резко критикующую правительство.

Впрочем, пресс-служба Инкомбанка категорически утверждает, что любая информация о существовании когда-либо и каких-либо связей между банком и "Новой газетой" не соответствует действительности.

Инкомбанк также спонсирует газету "Век". Но это значительно менее удачный для него проект - в нем отсутствует сенсационность, привлекающая читателей к "Новой газете".

Впрочем, президент Инкомбанка В.Виноградов в своих интервью подчеркивает, что участие в информационном бизнесе не является для банка сколько-нибудь значимым, что он "предпочитает поддерживать свой имидж более дешевыми способами, ограничиваясь налаживанием хороших отношений с определенными изданиями." Среди них летом 1997г. он называл "КоммерсантЪ-Weekly", "Московские новости", "Комсомольскую правду", "Известия" и "Труд". Виноградов утверждал, что, не владея акциями этих изданий, Инкомбанк сотрудничает с ними в форме "спонсорских программ и совместных рекламных проектов". Кроме того, он выражал намерение купить 2-3% акций ТВ-6.

В отличие от Инкомбанка, банк "Империал" не сосредоточил внимание на одном издании, а начал действовать на информационном рынке методом проб и ошибок. Вначале он спонсировал журнал "Профиль", который стал самым удачным его проектом. Однако в настоящее время, по ряду свидетельств, контроль над "Профилем" перешел к одному из крупнейших акционеров банка - РАО Газпром.

Последовавший затем новый проект, которым "Империал" занимался в течение весны - начала лета 1997 года, также выглядит не очень удачным. Группа журналистов во главе с А.Григорьевым, ушедших из газеты "Сегодня", занялась созданием ежедневной газеты под условным названием "Курьер". Однако, на сегодня этот проект не реализован (а группа А.Григорьева в декабре 1997 г. издала пилотный номер журнала "Компания", финансируемый НРБ).

Определенную активность на информационном рынке проявляет и Менатеп . Кроме небольшого пакета акций ОРТ, Менатеп владеет пакетом акций издательства Independent Media, которое издает экономический еженедельник "Капитал", газету "Moscow Times", а также русские переводы различных иностранных периодических изданий (например, Playboy). Представители Менатепа утверждают, что участие в Independent Media для него прибыльно. Банк также финансирует выход "Литературной газеты".

Особого внимания заслуживает назначение Л.Невзлина (второй человек в Менатепе) на пост первого заместителя генерального директора ИТАР-ТАСС. Это назначение резко повышает возможности банка влиять на информационные потоки, которыми активно пользуются как печатные, так и электронные СМИ.

Еще один проект Менатепа в области СМИ - создание качественной ежедневной газеты, над которой работали ушедшие из "Сегодня" журналисты во главе с М.Леонтьевым. Однако летом 1997 г. данный проект был заморожен.

К оригиналу >>>

© 1998, Национальная электронная библиотека.