На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Журналистам

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Мнения ученых и журналистов, советы и рекомендации; статьи о жанрах и истории журналистики; сырье для рефератов; олигархи и медиамагнаты; из немецкой журналистики...
08/2002 - Я.Засурский.

Здоровый индивидуализм никогда не помешает

С громкими словами "свободная пресса" на устах работают сегодня сотни журналистов. Популярность профессии растет год от года: доступ к любой информации и свобода действий прельщают многих. Политики, актеры, дизайнеры бросают свои профессии и подаются в журналисты. Очень часто в некачественной продукции СМИ обвиняют именно факультеты журналистики - мол, не научили. Хотя в основном негатив в профессию привносят неквалифицированные работники, которые не имеют представления об основных навыках журналистики.

Ясен Николаевич Засурский уже более 35 лет воспитывает российских журналистов. С 1965 года он возглавляет факультет журналистики МГУ. За это время успело вырасти и сменить свои взгляды не одно поколение. В беседе с корреспондентом "Со-Общения" Катериной Медведевой Ясен Засурский рассказал об изменениях в современной журналистики и журналистском образовании.

- Какие тенденции намечаются в развитии современной журналистики и журналистского образования?

- Образование становится важной отраслью хозяйства. Дело в том, что сегодня основным ресурсом развития экономики является не нефть и уголь, а человеческий ресурс. Больше всего ценится человек, который способен открыть что-то новое в науке. Поэтому современную эпоху принято называть информационным обществом, или обществом знаний.

В чем преимущество образованного человека, получившего профессиональное образование? Скажем просто: на своем рабочем месте он делает намного меньше глупостей, потому что обладает определенным набором знаний и навыков, полученных в процессе обучения. И такой работник ценится намного больше. Соответственно, повышается спрос и на образование.

В системе современного образования можно выделить два направления. Первое - массовое. Общество вступило в постиндустриальный период, когда основная масса населения должна иметь высшее образование. В этом случае необходимо обеспечить образование всем тем, кто работает и создает продукцию. Второе - это поиск и подготовка кадров, которые могут произвести прорыв в науке, которые могут рождать невероятные идеи и воплощать их в жизнь.

За такими кадрами очень пристально наблюдают во всем мире. Американские, японские, французские, немецкие ВУЗы проводят специальные ярмарки вакансий, выдают гранты тем, кто действительно может поднять уровень науки. Я называю это охотой за Ломоносовыми.

Поиск талантливых, одаренных людей - это главное направление в развитии современного образования.

Журналистика сейчас становится очень важной профессией, потому что журналисты являются основными производителями содержания, контента. Конвергенция в сфере информационных технологий привела к тому, что все выражается в определенном содержании. Борьба за производство и распространение информации становится очень серьезной и требует все больше профессионалов.

Кстати, в 50-е годы единственной страной (кроме России), обладающей развитой системой образовательных учреждений, готовящих журналистские кадры, были США. В Европе такой системы практически не существовало. Сейчас во многих странах Высшие школы коммуникации выпускают профессионалов в этой области.

А в России существует 50 государственных ВУЗов, в которых есть факультеты журналистики, а также очень много негосударственных институтов. Понятно, что рост числа факультетов журналистики обусловлен спросом на эту профессию.

В данный момент в развитии журналистского образования есть два направления: первое - это подготовка узких специалистов (например, журналистов, пишущих об экономике, химической промышленности, искусстве), и второе - это подготовка журналистов, способных собирать и анализировать необходимые документы и факты во многих областях, и работать с любой информацией. Наш факультет придерживается второго направления: студенты получают широкое образование на базе гуманитарных предметов - истории литературы, психологии, философии - и в тоже время их обучают практическим навыкам.

На мой взгляд, наступает такое время, когда журналисты должны широко смотреть на мир и в этом им должно помочь гуманитарное образование.

Я сам сторонник подготовки думающих журналистов, которые способны не только описывать происходящие события, но и анализировать, создавать что-то свое, новое.

- Какие нововведения можно отметить в существующем журналистском образовании, создаются ли актуальные образовательные программы или Университет придерживается вековых традиций?

- Традиции в Университете, безусловно, должны соблюдаться. Но если говорить об инновациях, то в первую очередь стоит отметить виртуальную журналистику - электронные газеты, виртуальное телевидение и радио. Эти направления сочетают в себе возможность фантазии, эксперимент и использование новых технических возможностей. Мы стараемся знакомить студентов с новыми технологиями и их правильным и рациональным использованием.

Надо сказать, что современные технические возможности не реализуются в полной мере или используются не по назначению. Неспособность журналистов справиться с осмыслением информации приводит к тому, что они опережают события и предоставляют непроверенные факты раньше времени. Я приведу простой пример, причем из зарубежной практики, хорошо иллюстрирующий это явление. Вспомним выборы в Америке: Буш и Гор идут в предвыборной гонке нос к носу. Окончательный результат голосования должен быть официально объявлен только через несколько дней. Но общественность уже переполняют эмоции, потому что одни СМИ кричат о победе Буша, другие чествуют Гора. В конце концов эта неразбериха привела к большому скандалу. А все из-за того, что каждая газета, каждый телеканал хотели опередить конкурентов и привлечь аудиторию сенсационными, но, к сожалению, недостоверными фактами.

- Какие еще актуальные проблемы существуют в современной журналистике? И как их можно решить с помощью образования?

- Надо сказать, что сейчас и российская журналистика, и мировая переживают определенный кризис. Это связано с тем, что скорость передачи информации и само обилие фактов создают такой калейдоскоп, что становится очень трудно найти главное. Сегодня в журналистике очень много информации, отвлекающей от реальных проблем. Виртуальным способом создается видимость на самом деле несуществующих проблем. Отсутствие рационального взгляда и опережение событий ведут к тому, что журналистика пытается создать виртуальную реальность, искусственно раздуть события.

Все знают, что власть журналистики сегодня очень велика. И чтобы правильно ею пользоваться, нужны определенные подходы и решения, но в первую очередь нужны знания. Неквалифицированная журналистика тоже добилась этой власти, и, к сожалению, это приводит к плачевным последствиям.

Современной журналистике не хватает интеллектуального наполнения. Журналистика, обладая передовым оружием - массовой информацией, к сожалению, часто не может создать или подобрать нужный заряд для этого оружия. Особенно это касается России, где общий интеллектуальный уровень заметно снизился.

Доступ к большинству современных технологий открыт, с их помощью журналистика должна стать иной, она должна служить человеку. Но для этого нужны большие усилия, и не только со стороны подготовки кадров, но и со стороны владельцев средств массовой информации. Сегодня наша журналистика заключена в своеобразный "замкнутый треугольник", в котором журналисты ищут работу и деньги, руководители СМИ находятся в постоянном поиске спонсоров и покровителей, а предприниматели пытаются с помощью денег использовать СМИ для реализации своей стратегии. Возникает очень сложный процесс манипулирования сознанием для достижения целей нескольких богатых людей. Этот процесс известен во многих странах, но, например, в Америке он уравновешивается тем, что в самом обществе существует определенный консенсус: американская двухпартийная система не дает журналистике далеко уйти в своих манипулятивных акциях. В нашей стране манипуляция сознанием - это серьезнейшая проблема.

- Но ведь этим манипулятивным технологиям студентов журфака не обучают? Получается, что это самостоятельно приобретенный опыт?

- Я бы сказал так: это опыт не индивидуальный. Он связан с ситуацией, которая сложилась в России в последнее время, с ее социальной действительностью. В России нет устойчивой экономической базы в системе СМИ, а также отсутствует культура гражданского общества. Главная гуманитарная проблема в России на сегодняшний день - это создание гражданского общества. А суть его опирается на проблему индивидуализма. Воспитание разумного индивидуализма, уважения к себе, к личности у нас, к сожалению, отсутствует.

Одна из задач образования, и журналистского образования в частности, - воспитать уважение к индивидуальному порыву, дать понять, как то или иное действие может повлиять на каждого человека. Журналист в первую очередь должен думать о том, для кого он пишет, и, конечно, не забывать, о ком он пишет.

Наше гуманитарное образование для начала должно сосредоточиться на правах человека, а не общества, на правах каждой личности, каждого мальчика, который погибает в Чечне и не всегда понимает, почему он там погибает. В этом случае нельзя писать, что "при осуществлении данной военной операции погибло 10 человек"... Нет десяти человек, есть Саши, Пети, Жени - наши дорогие мальчики. И нужно знать их фамилии, печатать их полностью и с особой честью.

- Человек, который не получил журналистского образования, имеет право называть себя журналистом?

- Особенность профессии журналиста заключается в том, что она открыта для всех. Думающий человек, обладающий литературным даром, всегда может стать публицистом, аналитиком. Но не стоит забывать, что в журналистике есть большое количество направлений, и для работы в каждом из них у человека должно быть призвание, определенные навыки. Существуют корреспонденты (в Америке их называют legmen), способные добывать любую информацию, зачастую в горячих точках; есть ведущие ток-шоу, авторы аналитических статей - у каждой из этих профессий своя специфика.

Профессиональный журналист должен сегодня получить специальное образование и понять, чем он хочет и может заниматься. В качестве иллюстрации можно провести такую аналогию: в армии есть кадровые офицеры и есть вольнонаемные, которые чаще всего остаются рядовыми. Не спорю, из некоторых "вольнонаемных" вырастают настоящие журналисты, но это требует кропотливого труда над собой и своей личностью.

- Каково Ваше отношение к частному образованию?

- Частное образование может иметь в нашей стране будущее, если оно найдет хороших преподавателей и даст им возможность развиваться самим и продвигать свою науку. Конечно, многие преподаватели из Университета и других известных институтов работают в частных высших школах, но все-таки преподавательский состав не является решающим звеном. На преподавателей оказывается давление, но главная проблема в том, для частного учебного заведения сегодня важнее получить деньги от студентов, чем дать им образование.

Например, в Гарварде - университете с давними традициями - основной доход идет отнюдь не от студентов. Деньги поступают в основном от спонсорских организаций - крупных корпораций, а также от бывших выпускников. К тому же наличие денег не означает, что студенту открыта дорога в Гарвард. Для поступления в такой престижный университет необходимо иметь мозги. Но уж если студент зарекомендовал себя с хорошей стороны, то ему будут всячески помогать для того, чтобы он продолжал учиться и развивать науку в стенах данного университета.

- А выпускники факультета журналистики поддерживают свой факультет?

- Поддерживают, конечно, но больше в моральном плане: например, берут к себе на практику наших студентов, устраивают мастер-классы. У нас еще нет богатых выпускников. Все они живут идеями и творчеством, возможно, этому нужно радоваться.

Недавно среди студентов МГУ был проведен опрос, чем они хотят заниматься после окончания Университета и какие критерии определяют выбор дальнейшего места работы. Студенты нашего факультета в основном, как это ни странно, говорили, что важнее всего для них найти интересную работу по специальности. А на других факультетах больше всего отмечалась материальная сторона.

Я думаю, что это связано со спецификой нашей работы. К нам идут те, кто ищет динамику в профессии, постоянное движение, интересное общение. Наших студентов интересует в жизни нечто большее, чем просто деньги.

Оригинал: http://www.soob.ru/soob/02/02-78-30/freedata/sreda1.htm