На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Портфолио

НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ
...хотя, по западным меркам, профессионал должен специализироваться в одной, максимум - двух...

27/09/1997

Кого греют “Теплые ветры древних булгар”?

...Февраль 1996 года, берег реки Казанки рядом с так называемым “солдатским пляжем”. Деревянная крепость, окруженная частоколом, костры, массовка, “булгарские воины” в кирзовых сапогах (в съемках задействованы курсанты казанских военных училищ). Стужа - ого-го! Если б не сердобольный водитель одной из военных автомашин, туго бы пришлось нам с фоторепортером - в кабине “ЗИЛа” едва отогрелись.

...Фоторепортаж мы сдали в номер, как говорится, “с колес”. Но толком я тогда так и не понял, почему классик советской кинорежиссуры Булат Мансуров снимает “зимнюю натуру”, то бишь нападение монголов на миролюбивых булгар - финал фильма - чуть ли не в первые дни начала работы над ним. Журналистское любопытство заставило меня искать встречи с Мансуровым.

... Санаторий “Казанский”. Коттедж-”люкс” Мансурова. Жду полчаса, час. Наконец дверь открывается, и дочь Булата Багаутдиновича, извиняясь, спроваживает меня: мол, папа плохо себя чувствует. Не удалось мне пообщаться с Мансуровым и на следующий день. Маэстро заявил, что очень устал после съемок.

...Идея создания “первого национального художественного фильма” в Татарстане родилась во время проведения I Всемирного конгресса татар. Сценарий киноленты был написан Булатом Мансуровым совместно с Гараем Рахимом. Художественный совет, собравшийся вместе с “подрядчиками” фильма пять лет назад в помещении Госкинофонда РТ, одобрил создание киноленты под названием “Теплые ветры древних булгар”. Название фильма, кстати, глубоко символично. Во-первых, булгары были очень миролюбивым, высокоцивилизованным нардом (уже в V веке они изобрели водопровод). Более того, зачастую именно они выступали посредниками в улаживании споров между различными народами. А во-вторых... Современная позиция Татарстана в решении ряда вопросов межрегионального значения, внешнеполитический курс и миротворческие инициативы республики - не это ли продолжение миролюбивых традиций булгар?!

Короче говоря, идея создания фильма “Теплые ветры древних булгар” изначально несла не только историческое, но и политическое значение.

Только факты

11 декабря 1992 года Государственный фонд развития кинематографии РТ и Международный фонд развития киношкол имени Эйзенштейна, президентом которого является Булат Мансуров, подписали договор о создании первого татарского киноэпоса, состоящего из двух серий. В этом документе зафиксировано, что 50 процентов общей суммы проекта оплачивает Правительство Татарстана в лице Госкинофонда РТ, а вторую половину берет на себя МФРК имени Эйзенштейна вкупе с деловыми партнерами.

19 июля 1993 года Кабинет министров РТ принимает постановление о создании двухсерийного кинофильма. Мансуров набирает команду и приступает к подготовительной работе. 22 мая 1994 года по инициативе режиссера и сценариста принимается дополнение к договору. В нем уже констатируется, что будет снята трилогия: “Сага о булгарах на Волге”, “Сага о клятве булгаров и руссов”, “Сага о нашествии монголов”. Причем, исходя из реальных финансовых возможностей, трилогия эта должна уместиться в объём “двухсерийки”. Не довольствовавшись этим, автор сценария и режиссер, добравшись до самых верхов власти республики, добились того, что объём и, естественно, финансирование, были увеличены. Более того, в этом же дополнении к договору вдруг “всплыла” и телевидеоверсия киноэпоса. Об этом, в частности, в дополнении говорится: “...предусмотреть из средств, выделенных партнерами как долевое участие, создание МФРК им. Эйзенштейна телесериала из 6 фильмов, которые будут сделаны по сценариям: “Сага о любви и смерти Атиллы”, “Сага о Кубрате”, “Сага о любви Урана”, “Сага о булгарах на Волге”, “Сага о клятве булгар и руссов” и “Сага о нашествии монголов на булгар”.

Информация к размышлению

...Станислава Говорухина многие не любят, кто-то критикует, некоторые - якобы игнорируют. Тем не менее, все его по-своему уважают... Мне как-то раз в приватной обстановке довелось услышать от “режиссера-госдумовца” такую фразу: “...Сними кусочек, дай попробовать свое кино! Если фильм понравится, если он кассовый - делай его дальше!“ По-моему, вполне логично. Нетрудно представить, что будет у нас в данном случае в итоге. Во-первых - кинотрилогия, показ которой рассчитан на большой экран, во-вторых - телесериал, который выйдет в телевизионный эфир (и, естественно, рано или поздно станет добычей видеопиратов). Зачем же тратить вообще дорогостоящую кинопленку?! Ведь залы кинотеатров и так полупусты! Кстати, потенциальные кинозрители - именно те, кто месяцами не получает заработную плату. Да и видеотехники у большинства из них нет! Что же касается “новых... всяких”, то, увы, интеллекта многих из них хватает исключительно на восприятие только дешевых голивудских боевиков и российской “видеочернухи”...

Интервью

С мэтром я все же встретился. Спустя полтора года в Березовой роще неподалеку от поселка Дербышки, что рядом с Казанью. Сразу вспомнил февральскую стужу 96-го...

Моросил противный дождь, но Мансуров в этот раз с явным удовольствием общался со мной.

- Булат Багаутдинович, как идет работа над съемками фильма?

- Наша группа работает на последнем дыхании. Вы знаете, что бывает второе дыхание. Может быть, третье... Мы же - на последнем. Почему? Нас не финансируют, нам не помогают. И, как ни странно, все эти казусы происходят именно в Татарстане. В Москве, во Владимире, в Суздале к съемкам фильма относятся с интересом. Во всех российских городах нас поддерживают... А пресса! “Комсомолка”, “Известия”, “Московский комсомолец”... Все пишут про нас, с теплом отзываются об этом проекте, все его поддерживают!

- Кроме руководства Татарстана и нашего Госкино?

- Да! Такое ощущение, что не хотят они видеть этот фильм, что он вообще никому не нужен... Я вынужден сейчас искать летнюю натуру. Это сложно... Не так давно проходил в Казани второй Всемирный конгресс татар, а о нас - ни слова!.. Пять лет жизни я отдал реализации этого проекта и что я вижу? Я выходил на Президента Минтимера Шаймиева, на Премьер-министра Фарида Мухаметшина: проблем, говорят они, не будет. Но, как только дело касается вашего министерства финансов, более низких слоёв руководства, то дело тормозится...

Я не раз обращался за помощью к вице-премьеру Ильгизу Хайруллину. Почему бы ему не задействовать ряд промышленных организаций? Почему бы не поискать спонсоров?..

Только факты

Напомню, что фонд, возглавляемый Мансуровым, “взваливая” на себя 50 процентов затрат на съемку кинофильма и телесериала из 6 частей, рассчитывает на помощь так называемых “партнеров”. В моих руках оказался эксклюзивный документ, фиксирующий планируемые “вложения партнеров в производство телесериала и кинотрилогии “Теплые ветры древних булгар”:

1. Казахстан 200 000 долларов США

2. Туркменистан 200 000 долларов США

3. Узбекистан 150 000 долларов США

4. Италия 1 300 000 долларов США

5. Египет 300 000 долларов США

6. Турция 300 000 долларо   

Всего: 2 450 000 долларов США

* * *

Насколько мне известно, по состоянию на февраль 1997 года Мансуровым по сценарию отснято 4 300 метров кинопленки, павильонные съемки (они производились в залах “Мосфильма” и киностудии имени М.Горького) завершены полностью. География съемок натуры, однако, многообещающая. Судите сами: Египет, Италия, Чехия и Словакия, Швеция, Турция, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан... Доподлинно известно, что ни в одной из этих стран пока еще не было снято ни кадра. Перечислены ли фонду так называемыми “партнерами” вышеназванные суммы (в долларах США)? А если перечислены, то освоены ли они в ходе реализации проекта? И если освоены, то чем тогда можно объяснить постоянные хождения режиссера по коридорам власти? На эти вопросы, увы, никто не может ответить. Никто, кроме человека, который пока, видимо, снимает свой фильм исключительно на бюджетные средства Татарстана. Иначе чем можно объяснить заявление Мансурова о том, что из-за нехватки средств летнюю натуру приходится снимать осенью?..

Информация к размышлению

Мансуров в собственном отчете констатировал, что павильонные съемки полностью завершены, однако в Праге он вел переговоры с руководством кинокомпании “Barrandow Film”, простаивающие площади которой значительно дешевле, нежели московские павильоны. И требует, требует, требует денег из татарстанского бюджета!

Получается, что пользуясь благоволением руководства республики, режиссер преднамеренно затягивает съмочный процесс, увеличивая гонорары себе и заезжим “звездам”. Это, видимо, выгодно, так как согласно договору 12 процентов всех денежных средств, перечисляемых нашим Правительством на съемки фильма, остаются на счету фонда, возглавляемого Булатом Мансуровым. Да, кстати, с момента начала съёмок смета данного кинопроизводства неуклонно растет. Поговаривают, что за один съёмочный день кумиры российской кинопублики получают сумму, в три раза превышающую месячную зарплату татарстанских актеров! Вот теперь я понял, почему съемки были начаты именно с шестой серии...

Только факты

В съемках фильма заняты ведущие актеры Татарского государственного академического театра имени Г.Камала, Татарского театра имени К.Тинчурина, Большого русского драматического театра имени В.Качалова, Казанского молодежного театра, Татарского государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля. Всего - более 50 человек.

В “Теплых ветрах древних булгар” снимается целое созвездие российских киноактеров: Василий Лановой (он играет роль сразу трех византийских императоров, но в разных веках), Элина Быстрицкая (Ольга, жена князя Игоря), возможно, Никита Михалков (князь Владимир), его дочь Аня (она играет две роли: языческой ясновидицы и Анны - дочери императора Константина), Лидия Федосеева-Шукшина (жена Добрыни - Леонида Куравлева). Александр Абдулов ограничен в роли булгарского эмира, заключившего в свое время мирный договор на 200 лет. В роли знаменитого римского полководца Аэция - Лев Прыгунов. Александр Филиппенко - Ярополк Окаянный. Борис Хмельницкий будет неотразим в роли Святослава, сына Ольги...

Интервью

- Тяжко, небось, работать в съемках татарского эпоса? - спросил я у Бориса Хмельницкого.

- Ничуть! Снимаемый Булатом Мансуровым фильм не только о современных татарах. Да, я занят, например, в роли князя Святослава Игоревича, перевоплощаюсь в ходе съемок и в другие, чисто русские типажи. Но лента эта должна рассказать вообще об истории нашей российской земли, о всех народностях, населявших ранее и населяющих сегодня Поволжье. Мне нравится сниматься в исторических фильмах, тем более, если тема актуальна, а сценарий глубок по своему содержанию. “Теплые ветры древних булгар” - именно такой фильм.

- Согласитесь, что “история” - сложная наука. А уж история России - тем паче...

- Рассуждения об этом всегда бывают тонкими и скользкими. Вы же видели киноработы Мансурова “Султан Бей-Барс” и “Бей-Барс”. Именно в то время, когда у нас снимали фильмы в угоду властям, была все же пущена в прокат эта дилогия. На мой взгляд, она объективна и правдива... Некоторые исторические пласты приходится порой перелопачивать. И слава Богу, что сейчас мы, наконец-то, имеем возможность извлечь много важной информации для себя из этого “перелопачивания”. Расставляя пласты по “полкам”.

- Историческим, географическим или национальным?

- Вы же знаете, сколько знаменитых актеров участвует в съемках фильма! Все они - представители разных национальностей. Здесь задействованы грузины и казахи, армяне и туркмены, русские и татары... У всех своя история, своя география.

- Вы долго раздумывали, прежде чем дать согласие на участие в съемках этого фильма?

- Нет. Я уже снимался у Булата Мансурова. Имею опыт работы в группах, которые он набирает. Команды эти мне всегда нравились. Нынешняя нравится особенно. Живем одной семьей, и в то время, когда в бывшем СССР происходят межнациональные распри, мы в процессе нашей работы дружны, понимаем и уважаем друг друга, едины в творчестве. Почему? Да потому, что делаем одно общее дело, вносим свой вклад в общую культуру. Для этого, конечно, нужны талант, силы, умение и желание что-то эдакое оставить после себя. Все это у нас есть!

- Как вам наш город?

- Город чудесный. Но, пользуясь возможностью наконец-то пообщаться с представителем одной из центральных газет Татарстана, хочу спросить: почему именно ваша пресса так равнодушна к съемкам фильма. Думаю, что это большое упущение. Ваши телевидение, радио нас почему-то игнорируют. Ну, согласитесь, приезжает к вам какой-нибудь американский или мексиканский артист, и начинаются гонка за репортажем, соревнование за получение первого интервью. Но ведь прежде всего нужно уважать и беречь свою культуру... Вы же видите, сколько казанцев приходят на съемочную площадку просто для того, чтобы поговорить с актерами, пожелать им удачного окончания съемок, взять автографы!

Информация к размышлению

Публика падка на “звезд”. Да, наверное, будут, как говорит Хмельницкий, брать автографы, просто лицезреть корифеев российского кино на съемочных площадках. А дальше? Что будет дальше?

Еще лет пять назад одна треть финансовых вливаний в бюджет государства (тогда еще СССР) принадлежала кинематографу и кинопрокату. Сейчас ежедневно на шести телеканалах в нашем регионе демонстрируются более тридцати художественных фильмов. По крайней мере, в данный момент отечественное киноискусство не так уже востребовано, как раньше. А мы снимаем эпопею в шесть серий...

* * *

Зуфар Бухараев, председатель Государственного комитета РТ по кинематографии, Эдуард Гущин, его заместитель:

- Как вообще можно говорить о том, что республика не помогает в съемках этого фильма!? Абсурд!.. Впрочем, абсурдно и само затягивание съёмок Булатом Мансуровым. Зачем нужно было ему заявлять в средствах массовой информации, что из-за нехватки средств именитого актера Леонида Куравлева пришлось поселять в университетском общежитии? Во-первых, сам Мансуров живет в прекрасном коттедже на территории санатория “Казанский”. А во-вторых, ну неужели мы не смогли бы сами устроить нашего гостя в нормальных условиях?.. Сколько можно ходить по самым высоким инстанциям и выколачивать деньги у нашего государства. И о каких спонсорах может идти речь, если в контракте все четко оговорено? Наша принципиальная позиция отныне такова - республика платит деньги, а взамен должна получить кинофильм - ленту, которую с удовольствием будут смотреть, по кадрам которой будут изучать историю своего народа наши сыновья и внуки. Этот фильм нам нужен!..

Информация к размышлению

Я не зря привел в этом материале интервью именно Булата Мансурова и Бориса Хмельницкого. Дело в том, что они оба являются членами правления МФРК имени Эйзенштейна. И тот, и другой заинтересованы в том, чтобы общественное мнение, формируемое нашими средствами массовой информации, легло в русло их расчетов.

Я просто диву дался, когда в одном из писем (датировано 5.12.96), направленном членами фонда (читай: руководителями киносъёмочной группы) в Кабмин РТ, прочитал следующие строки:

“...Татгоскино занял абсурдную по своей сути позицию: погубить тот проект, ради которого собственно комитет и создавался, и вокруг которого строилась программа по созданию национальной кинематографии... Считаем, что своими действиями комитет нарушил условия данного договора…”

Так ли это? Обратимся вновь к фактам.

В 1927 году был снят немой черно-белый игровой фильм “Булат-батыр” (кинолента повествовала о татарах, участвовавших в восстании под предводительством Емельяна Пугачева). Именно эта работа является (без кавычек) первым национальным кинофильмом... Год 1960-й. Республиканское телевидение выдает “на-гора” художественный фильм режиссера Ивана Прошкуратова “Хочу верить” (о татарских разведчиках в годы Великой Отечественной войны). А в 1975 году режиссер Виктор Беспалов снимает игровую “тридцатиминутку” “Краски сабантуя”. И Госкинофонд РТ, преемником которого является нынешний комитет, был создан задолго до появления проекта “Ветров”.

Интервью

Не удовлетворившись найденным, прочтенным и сопоставлением ряда вышеизложенных фактов и мнений, я обратился к вице-премьеру РТ Ильгизу Хайруллину:

- Как же так, Ильгиз Калимуллович? Неужели Правительство не помогает?

- Это мы-то не помогаем?! Республика в этом году перекроет свои договорные обязательства на два с лишним миллиарда рублей! Да, иногда имели место незначительные задержки с выплатой, но причины были объективными. И нельзя в этом винить наш минфин. В условиях, когда мы были обязаны гасить задолженности по выплате пенсий, заработной платы, фильм, пусть с небольшим опозданием, но все же финансировался! Упрекнуть нас в игнорировании съемок фильма нельзя никоим образом. А сколько предприятий Татарстана приняло активное участие в производстве реквизита, сооружении декораций!.. И, если уж на то пошло... Я полностью солидарен с принципиальной позицией руководства нашего Госкино: мы даем деньги и ждем фильма...

Только факты

Определенная Мансуровым общая сметная стоимость кинофильма - 28 миллиардов рублей. Доля Государственного комитета РТ по кинематографии составит в итоге 16,3 миллиарда рублей.

С декабря 1995 года и по сей день руководство Госкино РТ настаивает на проведении финансовой проверки использования бюджетных средств, выделенных республикой съёмочной группе Мансурова. Режиссер каждый раз уклоняется от проведения аудита, мотивируя это тем, что ревизия повредит творческому процессу.

* * *

“Теплые ветры древних булгар” - фильм, который и в самом деле должен показать миротворческую силу государства, выступившего много веков назад посредником во взаимоотношениях между Востоком и Западом, стал притчей во языцех, объектом обсуждения, ожидания...

Увы, даже дилетант в кинематографии понимает, что в его шести сериях невозможно объять шесть веков, не нарушив самое главное правило создания игрового кино - быть интересным! Впрочем, как говорится, чем черт не шутит, лишь бы колоссальные средства, уже выделенные из бюджета республики на создание этой ленты, полностью себя оправдали.