На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Портфолио

НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ
...хотя, по западным меркам, профессионал должен специализироваться в одной, максимум - двух...
26/04 - 19/05/2000 Стамбул - Ганновер - Гамбург - Нью-Йорк - Майами - Нассо - Гавана - Мадрид - Париж

Татарстанский десант в Европу и Америку, или 25 тысяч километров информации и впечатлений

Уже не в первый раз татарстанские журналисты сопровождали правительственную делегацию в дальних странствиях, но нынешнее путешествие, на мой взгляд, было уникальным во многих отношениях. Во-первых, мы в общей сложности покрыли путь в 25 тысяч километров, на шестьдесят процентов совершив кругосветное путешествие. Во-вторых, мы были свидетелями важнейших для процветания нашей республики и благополучия народов Татарстана переговоров и подписания контрактов членами правительственной делегации, возглавляемой первым вице-премьером Р.Ф.Муратовым сразу в нескольких странах мира. В-третьих... Впрочем, обо всем по порядку.

Стамбул просыпается рано

За полтора часа до вылета в дорогу смогут собраться, наверное, только военнослужащий и журналист. Точнее, журналисты. Нас было пятеро. Кроме меня, специального корреспондента газеты “Республика Татарстан”, это заведующая отделом промышленности газеты “Ватаным Татарстан” Ильсияр Хайруллина, собственный корреспондент газеты “Коммерсант-Дейли” Галина Печилина, собственный корреспондент Российского телевидения Ирек Муртазин и оператор телерадиокомпании “Татарстан” Марат Шайхутдинов. Между прочим, последнему пришлось уходить со свадьбы друга...

Очнулись мы лишь в Стамбуле. И в очередной раз убедились в том, что настоящие журналисты “за бугром” отдыхать не умеют. Вместо того, чтобы спокойно принять душ в отеле и лечь спать перед дальней дорогой, наша братия отправилась на прогулку по ночному Стамбулу.

В поздний час европейская часть столицы Турции не спала. Наоборот, жизнь (ночная) лишь проснулась. Приятно удивляли надписи на русском языке и умение официантов объясниться с нами. Масса увеселительных заведений, видеосалонов, аквариумов с живой форелью (выбрав одну из рыбок, уже через полчаса получаешь ее на стол), магазинов, лавок с фруктами и восточными сладостями...

Несколько часов побродив по центру Стамбула и поужинав в одном из ресторанчиков по-европейски, мы пошли в гостиницу и уснули крепким сном. Впрочем, спали недолго. После обеда нас уже ждал самолет, выполнявший рейс до Ганновера, а нам нужна была информация о Стамбуле.

Стамбул - один из самых крупных городов мира. Его населяют более 15 миллионов жителей, не считая туристов. Это - единственный город Евразии, находящийся на границе между Европой и Азией. Ранним утром нам удалось окунуться в Босфоре - проливе, соединяющим Черное море со Средиземным, вернее, сначала с Мраморным.

А самое главное в этом городе, на мой взгляд, - мечети! Их в Стамбуле более тысячи. Почти все они действующие. Кстати, своеобразным будильником, поднявшим нас в ранний час, стал голос муллы мечети “Баязит”, находящейся в ста метрах от гостиницы. Выйдя на улицу в 5 часов утра, мы были ошарашены тем, что город уже находится в рабочем режиме: вовсю работали кафе и магазины, городской транспорт, такси, чистильщики обуви и обменные валютные пункты, в которых можно даже поменять рубли на доллары.

...К сожалению, у нас не было возможности посмотреть главные достопримечательности этого города - Голубую мечеть и Софийский собор, но даже те мечети, которые находились неподалеку, поразили нас своей масштабностью и красотой.

В Стамбуле также имеются 87 церквей и около 15 синагог. Руины крепостной стены Константинополя до сих пор окружают европейскую часть Стамбула. Длина ее - более 6 километров.

История историей... Сегодняшний Стамбул - город, жители которого умеют и любят работать. Это мы видели везде. В порту, в магазинах, в кафе и малюсеньких забегаловках, в отеле. Самая высокооплачиваемая профессия в Турции, между прочим, - учителя. Их годового дохода хватает на покупку квартиры! И еще. Здесь даже обычный чистильщик обуви говорит на русском, немецком и английском языках намного лучше, чем некоторые наши “новые русские”. Работают везде в основном мужчины. Женщин на улицах почти не видно. Не считая туристок и наших доморощенных челночниц. Полюбоваться турчанками удалось лишь в аэропорту Стамбула при регистрации билетов на рейс в Ганновер.

Guten Tag, Deutschland!

В Германию из Турции мы летели в “Боинге”, обгоняя Земной шар и фактически еще на два часа продлевая свою жизнь.

Что такое “Боинг”? Это - самый настоящий маленький городок на крыльях, живущий на высоте 10 тысяч метров. Сервис экстракласса, горячее питание, полный набор безалкогольных и крепких напитков, а на мониторах, установленных через несколько рядов, - полная информация о маршруте полета, климатических условиях за бортом. Впрочем, та же обстановка окружала нас во время всех наших гигантских прыжках по Земному шару в самолетах различных типов и авиакомпаний. Кроме ИЛ-86 нашего “Аэрофлота”...

Германия встретила нас хмурым небом, холодным ветром и противным моросящим дождем. А вот в аэропорту не встретил никто. Дело в том, что на некоторых этапах путешествия мы двигались самостоятельно и встречались с нашим руководством лишь в конечных пунктах, где и начиналась наша непосредственная работа. Итак, пять татарстанских журналистов “зависли” в чужой стране, сидя в аэропорту на чемоданах. Выручило знание языка и мой заветный блокнот с множеством адресов и телефонов. По международному телефону-автомату мы связались с постпредством республики в Москве, там нас соединили с Министерством внешних экономических связей РТ, Казань в свою очередь дала нам номера телефонов наших экономических партнеров в Ганновере. Оказалось, что всегда педантичные немцы спутали номера рейсов из Стамбула и ждали нас только на следующий день. А до отеля-то, оказывается, было рукой подать. Гостиница “Маritim” находится всего в двух минутах ходьбы от международного аэропорта Ганновера.

К сожалению, международная ганноверская ярмарка к тому времени уже подошла к концу. Но немецкие партнеры из фирмы “ВМА” во время пресс-конференции рассказали нам об итогах переговоров с нашим руководством.

Фирма “ВМА” (Braunschweigische Maschinen-bauanstalt”), основанная в 1853 году в Брауншвайге, специализируется на производстве и поставке специальных машин и оборудования для пищевой промышленности. Технология планирования и конструирования, как и уровень нововведений и инжиниринговых ноу-хау фирмы, пользуются спросом во всем мире. Международную деятельность “ВМА” поддерживают представительства в различных странах мира, имеется широкая сеть торговых агентов.

Как сообщили журналистам член правления фирмы Зигфрид Матуш, вице-президент подразделения “ВМА” “Starkosa” Уве Тегтмайер и коммерческий директор еще одного подразделения фирмы “TAG” Вильгельм Петерс, в ходе переговоров с членами правительственной делегации Татарстана были достигнуты следующие взаимовыгодные результаты.

Во-первых, на знаменитой Hannovermesse в торжественной обстановке первым заместителем Премьер-министра РТ Равилем Муратовым и руководством фирмы были подписаны два протокола о намерениях. Первый - о строительстве в Нурлате завода по производству сухих дрожжей, выгодно отличающихся по некоторым характеристикам от обычных (транспортировка, сроки хранения). Как известно, дрожжи вырабатываются из мелассы - отходов сахарного производства. У нас эти отходы практически не используются. В ходе реализации проекта будет обрабатываться 30 тысяч тонн мелассы в год, что обеспечит получение двух с половиной тысяч тонн сухих дрожжей. Завод этот будет совместным предприятием, доли акционеров в нем пока еще не определены, однако при любом соотношении контрольный пакет акций останется в руках Татарстана. Сумма предполагаемого контракта - 30 миллионов немецких марок.

А теперь о втором документе. Казанские ученые разработали уникальную технологию для нефтяного бурения. Однако, как оказалось, этот агрегат можно использовать для... производства молока, причем в результате применения этой “нефтяной технологии” сроки хранения ценного питательного продукта увеличиваются чуть ли не в три раза. Если вслед за протоколом о намерении последует подписание контракта, то автоматически будет реализован и еще один совместный проект о монтаже новой установки для переработки 400 тонн молока в год в Алексеевском - именно там и планируется применить на практике изобретение казанцев.

Также были обсуждены нюансы реализации ранее подписанного контракта о модернизации сахарного завода в Буинске. Реализация данного проекта значительно повысит производительность этого предприятия. Сумма контракта составляет 145 миллионов немецких марок, не считая подготовки сырьевой зоны. Кроме модернизации технологической линии (ее производительность вместо 2 тысяч тонн переработанной свеклы в год составит 5 тысяч, при этом значительно сократится потребление электроэнергии), немцы поставят уже к нынешней посевной семена фирмы “KWS”, гербициды, пестициды и более пятидесяти комплектов специальной полевой техники.

В последний день нашего пребывания в ФРГ наши немецкие друзья устроили нам своеобразную экскурсию по Гамбургу. Он занимает площадь, почти равную территории Москвы. Но проживает в Гамбурге всего два с половиной миллиона человек.

Как известно, этот город во время второй мировой войны подвергался усиленным бомбардировкам союзных войск. Однако во время прогулки по центральной части Гамбурга трудно было поверить, что на месте прекрасных старинных зданий и церквей когда-то были руины. Немцы восстановили город в первозданном виде.

Главная достопримечательность Гамбурга - несомненно, порт, являющийся крупнейшей сухогрузной гаванью Европы. Этот старинный порт расположен на Эльбе в 62 километрах от Северного моря. Район Гамбурга, в котором он находится, называется Нинштеттен, а в простонародье - капитанской деревней. Издавна мериманы строили свои дома рядом с берегами Эльбы, чтобы наблюдать за своими шхунами и яхтами, так как пиратов не останавливало то, что пристани находятся на значительном удалении от моря. Так возник порт, а рядом с ним прекрасный жилой район на живописном берегу Эльбы.

А еще Гамбург знаменит своей улицей красных фонарей “Reeperbahn”, так ярко описанной Юрием Бондаревым в романе “Выбор”. Ну, был я на “Reeperbahn”. Вряд ли можно назвать эту улицу столицей порно и секса. Такие же улочки, разве что поменьше, я видел и в Берлине, и в Дортмунде, и в Брауншвейге, и в Ганновере, да и не только в немецких городах. Заходили мы с коллегами и в злачные места. Что-то никто нас не трогал и не рэкетировал.

На следующее утро мы выехали из Ганновера и взяли курс на Франкфурт, где находится один из самых крупных международных аэропортов Европы. Достаточно сказать, что почти 25 процентов трудоспособного населения этого города работает в авиакомпании “Lufthansa”. В том, что это и в самом деле аэропорт-колосс, мы убедились на собственном опыте, едва не опоздав на трансконтинентальный рейс “Франкфурт - Нью-Йорк”. И не из-за своей нерасторопности, а из-за гигантских размеров здания аэропорта. Мы просто не были готовы к тому, что путь от таможни до места регистрации может занять чуть ли не полчаса. Но все закончилось удачно, за несколько минут до вылета казанский десант занял свои места в салоне уже не “Боинга”, а более крутого самолета - “Аэробуса”. Кстати, европейская сборка этого воздушного суперлайнера осуществляется на заводе в Гамбурге. Впрочем, с Германией мы уже распрощались...

Каменные джунгли и большие дела

Признаться, мне в загранкомандировках постоянно “везет”. В Лондоне, куда я ездил по приглашению британской фирмы “ICL”, я натер такую мозоль на стопе, что хромота моя была похожа на врожденную. На международном симпозиуме в Германии и Австрии я ходил с красными как у кролика глазами из-за конъюнктивита. В Чехии и Польше перенес на ногах грипп... Не явилась исключением и нынешняя поездка. Попав после стамбульской жары в ганноверский и брауншвейгский колотун, я подхватил страшнейшую ангину, обострение которой началось во время перелета из Европы в Северную Америку. А потому все “прелести” 8-часового прыжка с одного континента на другой были для меня вдвойне “приятными”. На время температуру удалось сбить благодаря очаровательным стюардессам авиакомпании “Lufthansa”, накормившим меня сильнодействующим аспирином “Bayer”. Однако глотать я мог только зажмурив глаза и со стоном. Нетрудно было самому себе поставить диагноз - абсцесс левой миндалины. В таких случаях обычно срочно делается операция по вскрытию и дезинфекции воспаленного органа. Но... Мы были на высоте 12 тысяч метров, а под нами медленно проплывали Германия, Бельгия, Франция, Англия, Ирландия, а через несколько часов в иллюминаторах, расположенных по правому борту воздушного судна, стали отчетливо просматриваться ледяные горы Гренландии. При подлете к аэропорту Дж.Кеннеди у меня вновь поднялась температура. Я желал лишь одного - лечь в постель и укрыться с головой одеялом. Благо до вожделенной гостиницы оставалось не более двух-трех часов. Это я так считал...

Кто бы мог подумать, что наше знакомство с Америкой начнется с... участка эмиграционной полиции! Сразу после прохождения пограничного контроля и таможни нас аккуратно по одному проводили в мрачного вида комнатушку и усадили на специальные места лицом к инспекторам, запретив вставать и переходить с места на место. Дело осложнялось еще и тем, что ни один из копов не говорил по-немецки и ни один из нас - по-английски, по крайней мере, в том объеме, чтобы понять, в чем мы провинились. Выручил нас представитель авиакомпании “Lufthansa”, выступивший сначала в роли переводчика, а потом - просто помощника. Фокус заключался в том, что во въездных анкетах мы не заполнили графу “адрес пребывания в США”, так как, выезжая из ФРГ, не спросили у провожающих название нашей нью-йоркской гостиницы. Пользуясь тем, что копы ни бум-бум в немецком, находчивый люфтганзовец, подмигнув, сказал мне: “Сейчас я скажу им, что пошел звонить в мэрию, чтобы узнать название вашей гостиницы, а на самом деле принесу тебе список нью-йоркских отелей. Выберешь любой, и дозаполняйте анкеты. А я тем временем пойду к выходу и поищу ваших встречающих”. Операция по оболваниваю полицейских прошла удачно, и уже через полчаса мы сидели в “Линкольне”, который почти бесшумно вез нас из аэропорта через весь Бруклин в сторону самого престижного района Нью-Йорка - Манхэттэна. В отеле “St. Regis”, расположенном на пятой авеню, совсем рядом с Бродвеем, нас ждала теплая встреча с нашими руководителями, которые к тому времени, судя по приему, оказанному нам американцами, уже успели немало сделать. В этот же день состоялась организационная встреча, в которой приняли участие первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов, министр внешних экономических связей РТ Рашит Ахунов, полномочный представитель Татарстана в России Фарит Мухаметшин, президент АО “Сувар” Борис Чуб, президент компании “Татнефтехиминвест-Холдинг” Рафинат Яруллин, руководители программы “Татинвест” - президент компании “Нефтек-Техно” Николай Лемаев, председатель финансово-экономической группы “Beechtree Capital Group” Юрий Мостовой, президент этой фирмы Джордж Вайс, а также финансовый директор группы “Beechtree Capital Group” Джордж Риз. Важность встречи была подчеркнута присутствием на ней в качестве гостей управляющего директора доверительного банка штата Нью-Йорк Альберта Белласа, члена совета директоров сразу нескольких крупнейших корпораций США Чарльза Хьюгела, советника губернатора Нельсона Рокфеллера и президента компании “Harvard Alumni Association”, члена совета директоров компании “General Life Insuranc Company of New York” Уильяма О’Хара.

Журналисты же в это время приходили в себя после тяжелого перелета и уже описанных выше приключений. Кто бы знал, что это еще ягодки...

Автор строк начал свою нью-йоркскую жизнь... под одеялом в окружении сразу трех горничных. Вызывать врача было бессмысленно по двум причинам. Во-первых, операция по вскрытию воспаленной миндалины стоит дорого. Во-вторых, дня на два после этого меня бы точно упекли в клинику. А лицезреть Нью-Йорк из окон больничной палаты! Ни за что! Я попросил девушек принести мне русской водки, маленькое зеркальце, вилку, нож, горячего чаю с медом и какой-нибудь антибиотик. Они выполнили все, кроме последнего пункта - на “диком” Западе антибиотики продаются только по предъявлении рецепта. Впрочем, сгодился мой самолетный аспирин.

Продезинфицировав свои хирургические инструменты водкой и глотнув для смелости нашей горькой, я в течение трех минут управился с абсцессом, выдавив содержимое и прополоскав освобожденное горло водкой. Горничные напоили меня чаем с медом. Я принял аспирин и уснул. Проснулся часа через три капитально пропотевшим, но уже почти окончательно пришедшим в себя. Пока девушки меняли постель, я принял душ и переоделся. Выйдя в гостиную в костюме и при галстуке, я в буквальном смысле слова сразил наповал американок.

За все наши муки нам был подарен сногсшибательный вечер. Мы посмотрели одно из лучших шоу Бродвея - знаменитый английский мюзикл “Cats” (“Кошки”). Вряд ли можно словами передать то, что происходило на сцене и в зрительном зале театра “Winter Garden”. Великолепные актеры, играющие роли кошек, и в самом деле напоминали этих удивительных животных, переняв их движения и повадки. Причем, ни один из котов или кошек не походил на других. В некоторых сценах они исполняли свои арии, выбежав в зрительный зал, ползая по проходам, глядя зрителям прямо в глаза. А когда рыжая “кошка” исполнила популярную арию “Лунная ночь”, зал взорвался аплодисментами, которые смолкли только тогда, когда актриса спела на бис...

Обратно мы возвращались также по Бродвею, но уже по ночному. С тех пор я не переношу фразу “Айда, прошвырнемся по Броду!” Прошвырнуться можно по улице Баумана, по Тверской, Дерибасовской или по Пляс Пигаль. Но уж никак не по Броду! Ведь Бродвей - столица шоу, музыкальных театров, различных аттракционов и увеселительных (в лучшем смысле этого слова) заведений Америки. К тому же, желающему “прошвырнуться по Броду” советую надеть на ноги легкую и надежную обувь и взять побольше денег на питание. Общая длина Бродвея - около 40 километров!..

Когда мы вернулись, было уже довольно поздно. Женщины отправились отдыхать, так как 1 мая нам предстоял трудный день. Кстати, коль речь зашла о наших леди, то следует отметить их удивительную выносливость и громадное терпение. Галина Владимировна и Ильсияр-ханум стойко переносили все тяготы нашего путешествия, насыщенный режим работы и водопад информации и впечатлений.

Репортер не умеет отдыхать. А мы попытались это сделать. Около полуночи я, Ирек и Марат решили оставить в номерах камеры, диктофоны и блокноты и просто прогуляться по ночному Нью-Йорку. Выйдя из отеля, мы неспешной походкой направились по 55-й стрит в сторону Бродвея. Ночной Нью-Йорк - зрелище потрясающее. Каменные джунгли превращаются в шоу, где главную роль играет свет. Все небоскребы освещаются до самой верхушки специальными прожекторами, а внизу переливаются радужными всполохами огни рекламных щитов и надписей.

На одном из перекрестков мы увидели большое скопление людей, показывающих руками на один из небоскребов. Территория, прилегающая к зданию, была оцеплена копами. Рядом со входом стояли две пожарные машины. И как вы думаете, что мы сделали? Естественно, бегом помчались в гостиницу за видеокамерой. Так же, бегом, и вернулись. А вот чтобы подобраться поближе, пришлось познакомиться с полицейскими, которые были просто ошарашены фактом оперативного появления на месте происшествия журналистов аж из Татарстана. Лишь через несколько минут к небоскребу подкатили машины, из которых выскочили телевизионщики различных американских компаний. Ирек с Маратом сделали свое дело, а утром мы со снисходительной улыбкой смотрели информационные программы на различных каналах, в которых показывали сюжет о пожаре в центре Нью-Йорка, причем каждый из репортеров без зазрения совести с гордостью похвалялся тем, что первым прибыл к месту происшествия. Эх, Америка...

За завтраком мы познакомились с легендарным российским эмигрантом Юрием Мостовым, сумевшим в полном смысле слова завоевать Америку. Там же мы поняли, что 1 мая для нас - рабочий день. Кстати, в этот день прошла демонстрация трудящихся в Чикаго - на родине этого праздника.

Сразу после завтрака первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов и руководители международного ТОО “Татинвест” дали пресс-конференцию для татарстанских и американских журналистов.

Американцы всегда подчеркивают исключительную демократичность построенного ими государства. Потому и пресс-конференция прошла в непринужденной, дружеской обстановке. Официальные лица не занимали мест в президиуме, а журналисты не сидели с включенными диктофонами в “зрительном зале”. Мы сдвинули стулья, сели кружком и просто беседовали.

Юрий Мостовой рассказал журналистам предысторию создания “Татинвеста”, зарегистрированного как товарищество с ограниченной ответственностью в 1995 году и имеющего своей главной задачей модернизацию промышленной инфраструктуры Татарстана, которая позволит предприятиям республики производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Причем, этот процесс будет осуществляться посредством развития стратегических связей с западными компаниями, лидирующими в области разработки современных технологий, маркетинга и распределения продуктов производства. Для финансирования этой модернизации будут использоваться как займы, так и акционерный капитал. Люди, стоящие у руля “Татинвеста”, являются признанными экспертами в области модернизации производства, рынка капитала и финансирования торговли. Потому вновь созданная компания имеет реальные возможности оценить каждый проект и обеспечить сбалансированный подход к его финансированию, сочетающий акционерный капитал со значительным займом при использовании кредитных механизмов. Более того, “Татинвест” рассчитывает создать частный фонд, средства из которого будут направлены на развитие стратегически важных промышленных предприятий Татарстана.

Равиль Муратов, рассказывая нашим американским коллегам об истории суверенного Татарстана, особо подчеркнул тот факт, что этот регион России получил международное признание как инициатор движения за более демократическую и децентрализованную Федерацию. Президент Минтимер Шаймиев является одним из наиболее влиятельных политиков России, так как он первым добился заключения договора с Москвой, согласно которому на сегодняшний день Татарстан пользуется большей региональной автономией, чем любая другая республика или область РФ. Интересен тот факт, что именно в Казани Президент России Борис Ельцин, обращаясь к регионам РФ, заявил (это выражение частенько цитируется в средствах массовой информации) : “Возьмите столько суверенитета, сколько сможете проглотить!” Народ Татарстана под руководством Минтимера Шаймиева поймал российского лидера на слове...

Избегая ошибок и шока первых лет российского перехода к рынку, Татарстан избрал свой собственный путь экономических реформ. На основе политической стабильности наше Правительство в данный момент предпринимает решительные меры по ускорению перехода к рыночной экономике. В республике определен наиболее прогрессивный налог на частную собственность, на землю, имеется уникальная программа приватизации, принят закон, благоприятствующий зарубежным инвестициям, многое делается для развития малого и среднего бизнеса, конкретной перестройки сельского хозяйства и промышленности.

Равиль Муратов особо отметил тот факт, что в Татарстане есть реальная гарантия для получения западных инвестиций - добыча 9 миллионов тонн нефти в год. Тем не менее, Правительство республики приняло решение о проведении в жизнь уникального для России, стран СНГ и дальнего зарубежья проекта - передаче государственных акций приватизированных в Татарстане предприятий в специально создающуюся при ТОО “Татинвест” трастовую компанию “Татинвестфонд” для продажи владельцам частного капитала. Одновременно эта акция позволит импортировать в Татарстан менеджмент на уровне самых высоких мировых стандартов для подтягивания организации деятельности наших предприятий...

На беспрецедентности татарстано-американского проекта по созданию “Татинвестфонда” акцентировал внимание американских журналистов и президент ТОО “Татинвест” Джордж Вайс. Он еще раз подчеркнул, что во главе фирмы стоят люди, довольно известные в деловых кругах России, США и Европы. Одним из ее основателей является Николай Лемаев - академик, член Торговой и экономической ассоциации России и США, бывший министр нефтехимической промышленности СССР, а в данный момент президент компании “Нефтек-Техно”. Председателем совета директоров является Юрий Мостовой (эмигрант из СССР с 1977 года). Он был вице-президентом компании “Leman Brothers”, четыре года работал в “Citibank”, где управлял портфелем акций стоимостью в 300 миллиардов долларов и занимался инвестициями в Россию. Сам Дж.Вайс - адвокат по образованию, последние десять лет он также занимался инвестиционными проблемами. Последний в руководящей четверке - эксперт Джордж Риз. Этот человек 23 года работал в международной консалтинговой и аудиторской фирме “Ernst&Young”, последние годы занимал пост управляющего филиалом этой фирмы в Москве. В 1994 году Торговая палата США присвоила ему звание “Бизнесмен года”.

Эта команда, по словам мистера Вайса, совместно с Правительством РТ намерена осуществить резкий инвестиционный прорыв в отдельно взятом регионе Российской Федерации. Проект рассчитан на 5 - 7 лет и состоит из трех этапов. Первый этап (после заключения в начале года договора об управлении между “Татинвестом” и Правительством РТ) уже начался. В его рамках “Татинвестфонд” должен, во-первых, провести селективный анализ и выбрать из числа перспективных предприятий Татарстана наиболее готовые к модернизации. Во-вторых, определить и представить Татарстану западных партнеров, владеющих современными технологиями и опытом менеджмента.

Второй этап. Татарстан передает государственные пакеты акций предприятий, подлежащих модернизации, в трастовое управление этой (дочерней “Татинвеста”) компании. Согласно специально определенным в договоре об управлении условиям акции будут переданы в траст сроком на 5 лет без права продажи. Так как, благодаря особым условиям приватизации в Татарстане, в распоряжении Правительства РТ остались контрольные пакеты акций стратегически важных предприятий, управляющая компания получит до 40 процентов голосов плюс голос “золотой акции” и, естественно, сможет без затруднений проводить свои решения, касающиеся модернизации предприятий.

На третьем этапе уже будет сформирован частный инвестиционный фонд, капитал которого составит не менее 200 миллионов долларов, что позволит получить дополнительно кредиты на сумму, превышающую 1 миллиард долларов США...

После пресс-конференции нас в своем офисе принял заместитель генерального секретаря Организации Объединенных Наций Джозеф Коннорс. Высоченный дом, в котором работает руководство ООН и проходят ассамблеи, также находится в Манхэттене. Окруженное зелеными насаждениями, скверами, фонтанами и украшенное флагами всех стран мира, оно странновато смотрится на фоне двух огромных дымящих труб манхэттенской теплоцентрали.

Нам не разрешили проносить с собой в офис Дж.Коннорса диктофоны и фотоаппараты, но... Журналисты на выдумку хитры! Да, впрочем, и мистер Коннорс не отказался “щелкнуться” на память со своими новыми знакомыми

После обеда в отеле “St.Regis” состоялась презентация “Татинвестфонда”, на которой присутствовали видные промышленники, банкиры, бизнесмены и эксперты в области аудита Соединенных Штатов Америки.

Первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов был откровенен перед респектабельной публикой, прибывшей в этот день в Манхэттен из разных концов США. Он прямо заявил: “Нам уже надоели бесконечные хождения в Кабинет министров руководителей большинства приватизированных предприятий с их бесконечными просьбами выделить кредиты, освободить от налогов, списать долги. Мы были бы не прочь переложить часть этой головной боли на частных инвесторов, которые смогут создать нужный менеджмент, обеспечить производство конкурентоспособных товаров и их сбыт на мировом рынке”. Гарантируя потенциальным западным инвесторам полную поддержку Правительства Татарстана,Муратов сообщил, что наше законодательство обеспечивает либеральные условия для деятельности иностранных инвесторов в республике.

Ясно, что модернизировать свои предприятия желают все руководители, но объективно сегодня способны участвовать в предложенной программе не более 20. Вошедшие в список будут подвержены детальной аудиторской проверке. Лишь после этого состоятся встречи руководителей данных предприятий с западными инвесторами.

Кто же входит в этот список? Это акционерное общество “Нижнекамскнефтехим” (глубокая переработка нефти; стоимость - 1 миллиард долларов США), Новоменделеевский химзавод (производство минеральных удобрений; общая стоимость - 300 миллионов долларов США), а также НПО “Завод СК имени Кирова” и АО “Казаньоргсинтез”.

В настоящее время заканчиваются переговоры о гарантиях для финансирования нижнекамского проекта американским банком “Citykort”. Возможно, уже в этом году откроется кредитная линия на сумму 100 миллионов долларов США.

Перед собравшимися также выступили президент “Татинвестфонда” Юрий Мостовой, руководители ТОО “Татинвест” Николай Лемаев, Джордж Вайс, Джордж Зии. Министр внешних экономических связей Рашит Ахунов рассказал собравшимся о международных экономических связях Татарстана, уже реализованных проектах, превышающих по своим объемам общероссийские на несколько уровней.

Во время коктейля мы познакомились с одной из девушек-переводчиц, оказавшейся эмигранткой во втором поколении. Эвелина предложила нам посмотреть Нью-Йорк, так сказать, изнутри, и пригласила к себе в гости в Бруклин, где она живет с мамой на 141-м этаже кооперативного дома.

Наш путь из Манхэттена в Бруклин был недолгим. По дороге Эвелина давала пояснения по поводу того, что мы видели из окон лимузина. Например, знаменитые небоскребы-близнецы на Уолл-стрит, оказывается, до недавнего времени считались самыми высокими зданиями в Северной Америке. Теперь же их перещеголяли “домишки” в Чикаго. Собственно говоря, многие ньюйоркцы терпеть не могут эти два здания из стекла и бетона, горделиво возвышающиеся над Гудзоном. Они считают их архитектурное решение бездарным и это, по их мнению, “уродует Нью-Йорк”.

Зато прекрасно выглядит 42-я стрит, на которой с некоторых пор расположен Дисней-шоу-центр. Глядя на веселые рожицы любимых детворой героев диснеевских мультиков, с трудом верилось, что еще лет десять назад сорок вторая улица считалась самой крутой нью-йоркской порнотусовкой. Отбить эту улицу у порнобизнесменов удалось лишь через суд.

Проезжая мимо “Radio City”, неожиданно увидели плакат на русском языке. Именно в этом зале ожидался концерт звезд российской эстрады. (Говорят, прошел он с большим успехом).

Эвелина живет с мамой Софьей Борисовной, эмигрировавшей около пятнадцати лет назад из Киева. Самое яркое впечатление, которое осталось у меня после нашего нежданного визита в их семью - слезы на глазах старой “русской американки”. Софья Борисовна обнимала нас словно детей, всхлипывая и причитая: ”Боже ш мой! Деточки, знали б вы, какая я дура! Деточки мои, когда будете в Киеве, поклонитесь Днипру, пройдитесь по Хрещатику моими ногами! Боже ш мой...”

Небольшая гостиная со встроенной малюсенькой кухонкой, спаленка, в которой втроем уже не развернуться и вид из окна на Гудзон и Бруклин. Люди на улицах с такой высоты похожи на муравьев. Это все, что останется навсегда у Софьи Борисовны. И еще - родной Киев, но, увы, только в воспоминаниях и снах...

На следующий день, когда официальная часть нашей делегации отбыла в Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси) для встреч с потенциальными партнерами “Татинвестфонда”, наша гид по Нью-Йорку Алла предложила нам совершить экскурсию на небольшой остров, где находится, бесспорно, самый знаменитый символ Америки - статуя Свободы.

С погодой в тот день нам не повезло. С утра зарядил моросящий дождь. Мы вооружились зонтами и отправились в путь. Пробороздив на специальном катере часть Гудзона (эта река фактически делит на две части город и впадает в Атлантический океан), уже через 20 минут журналистский десант высадился на берег острова Liberty.

Символ независимости Штатов после многолетнего строительства, которому предшествовал жуткий конкурс проектов, был создан в 1886 году. Автором двенадцатитонной скульптуры является известный скульптор Бартольди. Причем, долгое время американцы не могли установить асимметричную фигуру женщины с факелом и конституцией Штатов в руках на постаменте. Пришлось обратиться за помощью к знаменитому французскому мастеру Эйфелю. Именно он разработал и реализовал уникальный проект возведения этого скульптурного произведения на острове Liberty, создав специальный внутрискульптурный каркас и попросту привязав “мисс Свободу” к постаменту. Интересно то, что, когда скульптура была готова, вдруг обнаружилось, что иссяк долларовый фонд, специально созданный для реализации этого проекта. И тогда редактор нью-йоркской газеты “World” организовал особую рекламную кампанию, в результате которой демократически настроенные предприниматели “бросили в общак” такую сумму денег, которой хватило и на завершение строительства, и на выплату гонорара мсье Эйфелю, и на создание на острове туристической зоны.

Большинство американских обывателей убеждены, что статуя Свободы на Гудзоне является единственной в мире, а если нет, то это уж точно подлинник. Однако на самом деле знаменитая американка является всего лишь сильно увеличенной копией. Где же находится оригинал? Этот вопрос и еще один: “Сколько в мире имеется Белых домов?”- я адресую нашим дорогим читателям. Ответы же на них будут даны в ходе моих дальнейших путевых заметок.

Мы прогулялись по всему острову, зашли вовнутрь пьедестала статуи, где находится музей истории ее создания, перекусили в “McDonald’s” и чуть не опоздали на последний катер, перевозящий туристов с острова в город.

Вечером в нашей программе было посещение кусочка России в Нью-Йорке - знаменитой улочки под названием Брайтон Бич. Признаться, мы были разочарованы. Брайтон Бич - настоящий подвал, потому что на всем ее протяжении над ней висит метромост. И живут там русские (на 70 процентов еврейские) “дети подземелья”. Это - русское гетто, отличающееся от Гарлема (куда нас почему-то не пустили) только лишь цветом кожи обитателей этих двух захолустий Нью-Йорка.

По-русски мы наговорились в тот вечер вдоволь.Мало того - мы поели пельмени! В брайтонбичском ресторане “Гамбринус” можно отдохнуть по-российски. В отличие от Аллы мы заказывали только то, что привыкли есть и пить у себя на родине. Впрочем, что касается “пить”, то, как ни странно, обычной русской водки в кабаке на Брайтон Бич не нашлось. Пришлось довольствоваться московским пивом, русским квасом и виски с содовой. Местные “русаки”, работающие в ресторанном бизнесе, ориентируются прежде всего на американских и иных туристов, которые ради приобщения к экзотике иногда заглядывают в русское гетто. Мы общались с официантами, барменами, продавцами, просто прохожими. О жизни в России они информированы не хуже нас...

Следующим пунктом нашего вояжа значилась Куба. Естественно, прямым авиарейсом из США на Кубу улететь невозможно: эмбарго есть эмбарго. Зато существует на Земном шарике такое интересное местечко как Багамские острова. Зона, не принадлежащая никому и в то же время принадлежащая всем. Эдакое акционерное общество открытого типа под названием “Курорт”. Именно в аэропорту острова Нассо (эта земля является административным центром Багам) нас должен был взять на борт экипаж кубинской авиакомпании. Но, прежде, чем попасть на Багамы, нам пришлось на сутки задержаться в Майами - столице одного из самых южных штатов США Флорида.

Сразу же после размещения в гостинице “Redisson” и обеда мужской половине журналистского корпуса делегации было предложено сплавать на морском катере... на рыбалку в открытый Атлантический океан на Гольфстрим. Грех было отказаться!

Что представляет собой рыбалка по-майамски? Легкий рыболовный теплоходик оснащен бортовым компьютером, на мониторе которого отображаются рельеф океанического дна непосредственно под судном и показания эхолота о наличии косяков рыбы. Как только на экране монитора появляется “дичь”, экипаж судна, состоящий из двух человек, в полном смысле слова включает рыболовные снасти. Пушки выстреливают крючками и блеснами, прикрепленными к специальной леске. По истечении некоторого времени корма теплохода наполняется рыбой. Наша не наполнилась. Нам просто не повезло. Несмотря на маневрирование, ни одного косяка рыбы запеленговать нам не удалось. Зато хоть немного позагорали и поплескались гольфстримской водичкой. Последнее не доставило большого удовольствия. Согласитесь, что при тридцатипятиградусной жаре вряд ли кого охладит двадцатитрехградусная соленущая влага! И еще... Питер и Джо - работники майамской рыболовной (для туристов) фирмы доверили нам управлять судном на обратном пути. И мы не оплошали. Я, Ирек и Марат по очереди управляя теплоходиком, успешно ввели его в гавань порта Майами. “Ол райт!” - сказал после этого Пит и отнял у нас штурвал. В порту очень оживленное движение, и лавировать между большими и малыми судами на пути к причалу нам уже было не по силам.

А вот ночной Майами почти ничем не отличается от обычных американских (да, собственно говоря, и наших) курортных городков. Вовсю работают магазины, супермаркеты, бары, кафе и рестораны. Иллюминируют рекламные щиты и вывески на магазинах, играет музыка, гуляют туристы, предлагают свои услуги местные путаны.Пройдясь, мы вернулись ужинать в свой отель. Там нас ждало очередное приключение...

Сильно проголодавшись, спустились в ресторан. Оказалось, что в столь поздний час не одни мы бодрствуем. В баре играла музыка - две пуэрто-риканки праздновали день рождения одной из них. Нас тут же приобщили к этой фиесте. И хотя барышни заставляли нас исполнять головокружительные па латиноамериканских танцев, мы все же справились с ролью танцоров. Вот с подарком для Саниты (так звали именинницу) сначала возникли проблемы. Не хотелось дарить что-либо обычное, майамское. Неутомимый Ирек Муртазин сбегал в номер и притащил несколько банкнот, естественно, наших, с московским Кремлем и российским флагом. Эффект был потрясающий. Не так уж часто на Майами останавливаются русские...

Рано утром мы выехали в аэропорт и заняли места в самолете, который взял курс на Нассо. Кто бы мог подумать, что журналистский десант из Татарстана “зависнет” в течении почти двух суток аж на Багамских островах. Наше руководство улетело в Гавану, а экипаж, призванный доставить нас в столицу Кубы, опоздал ровно на сутки. На Багамских островах мы наконец-то выспались, а с утра пораньше отправились на пляж, где нас ждал еще один сюрприз.

Мы одели обычные спортивные плавки, кепочки и вышли “в свет”. Но почему-то знаки внимания, которые мы оказывали дамам, встречались довольно холодно. Леди шарахались от нас словно от чумных, провожая при этом татарстанских “дон жуанов” изумленными взглядами. Мы бы так и не поняли, наверное, в чем наш изъян, если бы совершенно случайно не встретили на пляже русских эмигрантов из Чикаго. Оказывается, в спортивных плавках на Багамах ходят только... гомосексуалисты. Нормальные же мужики одевают плавки-шорты. Существуют определенные условности и для женщин. Сплошной купальник - нормально ориентированная леди. Раздельный - лесбиянка. Впрочем, раздельный купальный костюм может носить и нормальная женщина, но - без верха. Мы тут же рванули в гостиничный магазин, купили “нормальные” плавки и вышли на пляж, чувствуя себя уже настоящими мужчинами.

Позагорать и поплескаться в Атлантике нам толком не удалось, так как в течение суток наш багамский гид Генри четырежды поднимал нас “по тревоге” и гнал в аэропорт. Но каждый раз приходилось возвращаться в отель - “Як -40” с кубинским флагом на фюзеляже смог приземлиться в Нассо только на следующее утро. И на следующее утро мы наконец-то вдоволь наговорились по-русски. Все кубинцы, которым за тридцать, владеют нашим языком не хуже испанского. А вот молодежь все же предпочитает английский...

Потерянный рай

Куба сразила нас своей “совковостью”. С первых же минут нашего пребывания в Гаване мы забыли о немецком порядке и германской размеренности, нью-йоркских небоскребах, майамских и багамских пляжах, с головой окунувшись в атмосферу “развитого социализма”. На Кубе до сих пор нет слова “хочу”. Только - “можно” и “нельзя”. На улицах, в магазинах, в отелях чувствуешь себя постоянным объектом внимания людей в мундирах с шевронами “Security” на руке.

Старая Гавана - красивейшее место, по архитектурному убранству почти не отличающееся от испанских городов. Лишь высотные здания окраин и Белый дом - уменьшенная копия того, что стоит на Капиталийском холме в Вашингтоне - напоминают о долголетнем присутствии здесь американцев. Кстати, именно в этой поездке мы узнали, что вообще в мире существуют три абсолютно идентичных Белых дома и две (правда, разные по высоте) статуи Свободы. Третий (фактически - первый) Белый дом находится на берегу Сены в Париже, там же стоит и первая статуя Свободы...

Чтят и помнят в Гаване Эрнеста Хэмингуэя. В любимом баре писателя до сих пор сохранен стул возле стойки бара, на котором он сидел, попивая кубинский коктейль и попыхивая своей трубкой. Стул огорожен цепью, на стене висит фотография, запечатлевшая писателя в обнимку с молодым еще Фиделем Кастро...

На знаменитом пляже Варадеро мы не были. Не были мы и на дискотеке в небезызвестном отеле “Ривьера”. Наш отдых закончился в Нассо. В Гаване же возобновилась работа.

Суперпроект первого вице-премьера РТ Равиля Муратова и министра внешних экономических связей Рашита Ахунова - создание своеобразного сахарного треугольника “Татарстан - Франция - Куба”, в котором роли будут распределены следующим образом. Татарстан (уже заключивший договор о модернизации сахарных заводов с немецкой фирмой “ВМА”) является солистом в исполнении главной арии - переработке сахара-сырца и получении высококачественной продукции. Куба - поставщик сахарного сырья. Франция (имеется ввиду концерн “Сюгден Керри”) - посредник в решении всех проблем, которые, возможно, возникнут в ходе реализации проекта между Казанью и Москвой. Впрочем, обо всем по порядку.

До 1985 года Республика Куба как один из субъектов мирового лагеря социализма получала достаточные экономические “вливания” из СССР. Свою нишу в этом сотрудничестве занимала и наша республика. Татария поставляла кубинским друзьям большегрузы, вертолеты, самолеты, шины, каучук, полиэтилен. Но с открытием “железного занавеса” для стран Запада Россия фактически захлопнула дверь для Кубы.

По словам министра внешних экономических связей РТ Рашита Ахунова, авиационный и автомобильный парки Кубы почти на сто процентов маркированы надписью “Made in USSR”. Только “КамАЗов” на Кубе находится более 15 тысяч. А самолетов “Ил” и вертолетов “Ми” казанского производства и того больше. Однако многие из них уже давно нуждаются в капитальном либо профилактическом ремонте. Ощущается острая нехватка запасных частей. Но после развала СССР и в результате соответствующей внешнеэкономической политики кубинского руководства возможность поставок необходимых товаров в республику из бывшего Союза была сведена к нулю. Сыграли также свою роль эмбарго, объявленное США по отношению к коммунистическим островам сразу после победы социалистической революции и принципиальность Фиделя Кастро. Денег в бюджете кубинского правительства нет. А в условиях экономических реформ, проводимых в России, сотрудничество с таким государством, как Куба, возможно исключительно на взаимовыгодных условиях, ибо больше не существует “старших” и “младших братьев”. Поэтому одним из проектов сотрудничества между Татарстаном и Кубой, разработанных Равилем Муратовым, является создание на ее территории торгово-промышленной базы, своеобразных складов Татарстана, которые компенсируют дефицит недостающих запчастей и деталей для автомобильной и авиационной техники. Возможность реализации этого проекта, по словам первого вице-премьера, будет рассмотрена в ближайшее время на одном из заседаний Кабинета министров РТ. В свое время американцы “оставили” на Кубе в счет аренды территорий около 17 миллиардов рублей (по ценам 1991 года). Если данный проект будет реализован, то наша республика значительно перекроет эти вложения. Причем, затраты будут оправданы, так как резервный центр татарстанской продукции полностью ликвидирует дифицит во всех странах карибского бассейна. Реализация же ее принесет немалую прибыль.

До социалистической революции 1959 года Куба процветала как один из самых крутых курортов Земного шара. Туристический бизнес, основанный на прекрасном климате, экологически чистом побережье и красивых женщинах, был главным источником дохода кубинцев. Сахарный тростник всегда стоял на втором месте. Социализм поменял их местами.

Наличие дешевого сахара-сырца и до нашего визита привлекало внимание бизнесменов из России . Так, например, российские компании “Менатеп Импекс” и “Альфа Эко” уже пытались реализовать проекты бартера по схеме “нефть -сахар”. Однако кубинцы не пошли на поводу у “новых русских”, решивших скупить сырье за копейки и загнувших баснословную цену на нефть. Несмотря на то, что сегодня Куба достигла низшего за всю свою историю уровня производства сахара-сырца - 3,2 миллиона тонн в год из-за катастрофической нехватки денег на закупку минеральных удобрений. В результате оба проекта рухнули.

По словам министра внешних экономических отношений Республики Куба Абелардо де Лао, Куба готова поставлять сырье для производства сахара в любую страну (кроме, естественно, США), которая готова обеспечить острова дешевой нефтью.

Как сказал в интервью нашему корреспонденту министр внешних экономических связей РТ Рашит Ахунов, Татарстан может ежегодно отправлять на Кубу до 4 миллиардов тонн нефти, получая взамен сахар в соотношении 1 : 3. Причем, совсем не обязательно транспортировать татарскую нефть танкерами через весь океан. При реализации договора нефть на Кубу будет поступать из Венесуэлы за счет европейских взаимозачетов этого государства.

Если учесть, что потребность населения России в сахаре составляет 3 - 4 миллиона тонн в год, а модернизация технологических линий сахарных заводов Татарстана позволит получать ежегодно 280 тысяч тонн, то следует элементарный вывод - наша республика может стать эксклюзивным экспортером высококачественного сахара в страны ближнего и дальнего зарубежья.

В ходе переговоров, в которых с кубинской стороны принимали участие третий секретарь ЦК КПК Хосе Луис Родригес, первый заместитель министра базовой промышленности РК Рафаэль Солер Десчапельс и вице-президент фирмы “Кубапетролео” Хуан А.Флейтес Мело, Рашит Ахунов и Николай Лемаев также обсудили возможность модернизации татарстанцами и эксплуатации на полную мощность нефтеперерабатывающего предприятия в городе Сьенфуэгос, недостроенного в свое время советскими специалистами. По окончании работ этот завод сможет перерабатывать около 4 миллионов тонн нефти в год, то есть, не только полностью обеспечит нефтепродуктами народное хозяйство страны, но и позволит экспортировать их в страны Карибского бассейна.

Объем поставок сахара-сырца с Кубы - от 500 тысяч до полутора миллионов тонн (при условии договоренности концерна “Сюгден Керри” с Москвой). Французы также берут на себя обязательства по реализации избытков татарстанского сахара за пределами республики.

Модернизация завода в Сьенфуэгос обойдется Татарстану в 100 миллионов долларов. Однако этот гамбит полностью себя оправдает, так как наша республика в конечном итоге обретет тот рай, который в 1985 году потерял СССР.

8 мая в резиденции посла Российской Федерации в Республике Куба Арнольда Калинина первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов и президент Академии наук Татарстана Мансур Хасанов подписали соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, а также о сотрудничестве в сфере культуры, образования, науки и техники между Республикой Татарстан и Республикой Куба.

9 мая татарстанский десант направился в аэропорт “Хосе Марти”, откуда “Аэробус” испанской авиакомпании “Iberia” доставил нас в Мадрид.

Увы, посмотреть достопримечательности столицы Испании нам не удалось. Аэропорт Мадрида достаточно удален от самого города. Пришлось довольствоваться рекламными проспектами и видами взлетной полосы в разных ракурсах.

Через четыре часа самолет авиакомпании “Air France” приземлился в аэропорту “Орли”. Между прочим, свое название эта воздушная авиагавань получила благодаря нашим русским эмигрантам, вернее, эмигранту - казаку по кличке Орлик, безвозмездно передавшим свою землю французскому Правительству для строительства международного аэропорта.

Мы были в Париже всего три дня. Пока наши руководители вели переговоры с французскими фирмами “Сюгден Керри” (модернизация сахарного производства Татарстана), “Томпссон” и “Буик” (реконструкция аэропорта “Казань”), журналистская половина делегации успела осмотреть весь Париж, посетить парки Версаля, Эйфелеву башню, Нотр-Дам, сад Тюильри, совершить ночную прогулку на теплоходе по Сене (один из мостов через эту реку полностью выложен камнями разрушенной Бастилии), Булонскому лесу, Пляс Пигаль, улице Сент-Дени, отдать дань памяти праху императора Наполеона, “угоститься” прелестями знаменитых шоу “Lido” и “Crazy Hors”, посмотреть оригиналы статуи Свободы и Белого Дома. У французов есть расхожая фраза: “Американцы заимствовали у Франции и сильно преувеличили три вещи - статую Свободы, Белый дом и демократию!” Возможно, так оно и есть.

О Париже всего не напишешь. Там просто нужно побывать...

В последний день пребывания нашей делегации в столице Франции в гостинице “Рафаэль” я взял итоговое интервью у президента “Татинвестфонда” Юрия Мостового и первого вице-премьера РТ Равиля Муратова. Но это - тема для отдельного материала.