На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Портфолио

НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ
...хотя, по западным меркам, профессионал должен специализироваться в одной, максимум - двух...

15/01/2001

Рынок СМИ или татарский супермаркет?

Электронные и печатные средства массовой информации одного из самых благополучных субъектов
России отнюдь не оригинальны в уродливости своего развития. Причина - мощный государственный контроль.

“Роды” новых газет, журналов и ТВ-каналов прошли успешно, но принимали их, увы, те же самые коммунисты вкупе с так называемыми “новыми русскими”. Итог: на одном фланге - мощная сеть государственных заплесневелых, неповоротливых и в целом бедных газет, журналов и теле- и радиоканалов, на другом - меньшая в количественном выражении, но более гибкая и технически хорошо оснащенная система частных изданий и станций. Причем, последние пять - шесть лет характеризуются активным политизированием, оппозиционные медиамонстры начали игру в “лобби”.

Татарстан интересен тем, что здесь, несмотря на некоторую сепаратистскую позицию по отношению к центру, наличие нефти, интеллектуального потенциала и двух религий - православного христианства и ислама, не случилась Чечня. Регион не беден, а его собственная конституция до путинских реформ была одной из наиболее прогрессивных в России.

В 2001 году в республике, расположенной на слиянии рек Волга и Кама, были зарегистрированы 511 СМИ. Для населения, чуть большего, чем в Берлине, издавались 419 печатных изданий, работли 65 телекомпаний, радиостанций и телевизионных информагентств, которые дополняет государственное информагентство “Татар-информ”. По количественным показателям Татарстан - второй в России регион после соседнего и тоже относительно суверенного Башкортостана, характеризующегося ярко выраженным авторитарным режимом.

В столице Татарстана Казани в июне 2000 года был проведен пятый всероссийский фестиваль СМИ “Вся Россия-2000”, на котором особым дипломом Союза Журналистов России “за заслуги в правовой и социальной защите журналистов” был отмечен Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Но следует отметить, что Союз журналистов России, в отличие от немецкого, - организация, не пользующаяся ни легитимными полномочиями, ни авторитетом у большинства журналистов.

Уродливость функционирования местных и всех российских СМИ проявляется в целом комплексе деструктивных условий и дегенеративных тенденций. Их абсолютное большинство принадлежит государству, следует инструкциям сверху, лоббирует политический курс Правительства, внимательно фильтрует информацию по принципу “можно - нельзя”. До нелепости раздутый штат, например, татарстанских “придворных журналистов” работает в жестких финансовых тисках местного Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и под мощным идеологическим прессом трех (!) “верховных пресс-центров” - Президента, Кабинета министров и Госсовета. Свои пресс-центры имеют каждое министерство и ведомство. Явное противоречие между глобальными задачами СМИ и государственной собственностью на них усугубляется появлением новых проправительственных газет. Недавно на деньги местных олигархов, но по указке сверху, была искусственно и временно создана новая региональная газета. Цель - усиление влияния на общественность в преддверие мартовских президентских выборов.

Ясно, что в условиях размножения СМИ каждое из них, будучи государственным предприятием, влачит жалкое существование. Им трудно рассчитывать на большие тиражи - они поют одну и ту же песню, но в разной музыкальной обработке. Именно ничтожность “государевых подаяний” толкает государственные СМИ на дикий способ зарабатывания денег - так называемую “скрытую рекламу”. За деньги появляются хвалебные очерки и репортажи, за деньги любой предприниматель может заказать интервью с самим собой, за деньги бездарные фирмы и жуликоватые чиновники подаются читателям и зрителям как преуспевающие предприятия и народные благодетели. Невозможно только одно, и даже за огромные деньги - принципиальная критика в адрес первых лиц.

Комментарии и анализ событий федерального масштаба более свободны, но в каждом отдельном случае степень этой свободы ограничивается текущими отношениями между Казанью и Москвой. За ослушание главные редакторы могут лишиться своих постов. Три года назад директор государственной телекомпании был уволен на следующий же день после сокращения в эфире части выступления Президента перед парламентом.

Не менее уродливо развиваются и официально свободные СМИ. Часть из них лишь прикрыта видимостью свободной прессы - богато иллюстрированными макетами, кричащими заголовками, скандалами и сплетнями. Проправительственная позиция обнажается во время выборных кампаний и спорах субъекта с центром. Доказательства влияния государства надежно скрыты темными финансовыми механизмами.

Те СМИ, которые пытаются быть полностью независимыми от государства, скатываются по причине непрофессионализма и отсутствия политической культуры либо на позиции низкопробной бульварной и желтой прессы, либо оголтелой, хорошо оплаченной, но демагогической критики всего и вся в республике.

И последний штрих: в Татарстане, и вообще в России нет и никогда не было свободной прессы. Ибо создание СМИ здесь возможно лишь после официальной регистрации (читай: позволения) местными или российскими ведомствами печати и информации.