На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Портфолио

ГАЛЕРЕЯ VIP
Интервью с известными людьми
11/02/1998

Константин РАЙКИН:
"Я ищу запах роли..."

Давно заметил, что у большинства действительно талантливых артистов, и вообще настоящих профессионалов, отсутствует тяга к самолюбованию, диктату в беседе, безапелляционности в оценках и мнениях. Они всегда осторожничают с собственной популярностью, иногда даже переигрывая в скромности. И тогда во время разговора их необходимо сначала успокоить, как бы приручить. А потом чуть разозлить, и... Потом остается лишь выбирать из того, что "намотано" на диктофонной ленте.

"Меня воспитывали мама, папа и... татарка!"

- Это мой второй приезд в Казань. Так уж случилось, что, постоянно вояжируя с запада на восток и с севера на юг, я почему-то обходил этот город стороной. Я знаю, что культурная биография Казани занимает в российской истории далеко не последнее место, но для меня столица Татарии - это и воспоминание о моей няне Тасе. Она была татаркой, по-русски говорила с удивительным акцентом, выдавая, например, по телефону фразы типа: "А-а... Сищас-сища-а-ас. Минут-ткэ-э, лат-тна?.. Си вами будит-т гаварит-тэ син Райкинэ-э! Щива? Лат-тна уж, сам будит сказат!" Это меня просто убивало, я краснел, смущался, готов был от стыда залезть под кровать. Нет, не из-за акцента, что вы! Просто меня постигла участь быть сыном великого артиста... Женщина она была чудесная, внимательная, на все руки мастерица. Мы в семье ее очень любили...

Мне приятно выступать в этом прекрасном театре, со сценой которого я уже знаком. Но специально к выступлению именно во время "Икариады" я не готовился. Я вообще редко вношу коррективы специально, так сказать, по поводу. Моей программе "Давай, артист!", наверно, уже лет двадцать пять, я с нею весь мир объездил, и если собрать все мои выступления воедино, то шоу займет часов пять... Кое-что от выступления к выступлению (и во время работы на сцене) меняется, конечно. Появляются новые "финты". Тут многое, очень многое зависит от аудитории...

"Люблю приходить не вовремя, а заранее..."

- Несмотря на то, что у меня есть свой театр, я никогда не замечал в себе стремления к лидерству. Владимир Этуш однажды во время занятий застукал меня устанавливающим декорации, что, в общем-то, не свойственно актеру. Так он до сих пор это вспоминает, считая меня своим самым добросовестным учеником. А я это много раз делал, просто Этушу повезло - я ему попался лишь однажды. Ну и что! Мне нравилось это делать - готовить для себя сцену. И еще я любил всегда приходить не вовремя, а заранее. Это я унаследовал от папы. Он приходил в театр не к третьему, а ко второму. То есть можно сказать, что был талантливее других артистов на один звонок. Вот такая мера таланта. Шучу, естественно...

Знаете, я считаю, что в нашей стране заниматься искусством интереснее, чем во всех остальных странах, оно у нас более востребованное. В 1991 году в интервью журналу "Эфир" я сказал, что наше телевидение - самое лучшее в мире. Прошли годы, многое изменилось, но мнение мое осталось прежним. Увы, не обходится, конечно, без вранья, ужасов, кошмаров, откровенной пошлости, барахла и безграмотных передач. Но есть и глубокие попытки сделать сильные программы, просто находки, а некоторые передачи позволяют нам всем вместе весело и не пошло похулиганить, расковаться, сбросить с себя груз забот, окунуться на время в праздничную атмосферу. Знаете, я в силу своей занятости редко провожу время у телевизора, но уж если дорвусь, то схожу с ума, смотрю все подряд. Мне нравится смотреть в это окошко. Кстати, не согласен с теми, кто говорит, что ТV - это окно в наш мир. Нет, нет и нет! Не в наш мир! Реальностью тут и не пахнет!

"Коллекционер изысканного парфюма..."

- Ну, мне даже как-то странно такое о себе слышать! Бог с вами! Я коллекционирую мужские одеколоны, туалетную воду, дезодоранты. Но не на профессиональном уровне. Да и коллекцией все, что у меня есть, не назовешь... Это продолжение театра в моей жизни. Запах создает иллюзию, некое иное бытие, он может созидать и, наоборот, - разрушать. Театр - та же иллюзия. Да, мы проводим в театр жизнь, но через сколько душ, умов и сердец она проходит!.. Вот попадает в зрительный зал или на сцену луч солнца, и он тут же разрушает все, что за мгновение до этого жило своей жизнью. Потому что солнечный свет - реальность, а театр - свой мир, свое пространство, некая тайна, иллюзия. То же самое и в той же мере происходит с запахами. Я ищу свой запах, точнее, запах, который помогает мне отрешиться от своего постороннего, того, что мешает создать образ. Вы, наверное, не раз замечали, что присутствие в воздухе инородных запахов мешает работать, стать тем, кем хочется в данный момент быть!.. Это как грим, как костюм, это то, что помогает "выделать" Красоту!

"Театр не полустанок..."

- В феврале я в последний раз сыграю роль Сирано де Бержерака и на этом, видимо, распрощаюсь с театром Трушкина. Антреприза - не мой стиль, не мой жанр, не моя любовь. Попробовал и понял, что мне по душе все же "стационар". Классический театр - это селекция, рождение и выращивание в ходе долгой совместной деятельности цельного произведения, долгий и изнуряющий путь. А антреприза - своего рода полустанок: быстренько собрались, порепетировали, сыграли и разошлись. Может так быть? Может! Должен быть такой театр? Должен! Но мне, стало быть, ближе жизнь в семье, а не случайные связи...

Жаль, что большинство людей ассоциируют меня с героями тех немногих фильмов, в которых я снимался. "А-а, Райкин! Труффальдино из Бергамо!.." Люблю, просто я этот фильм, не более того. И роль эта мне близка так же, как и любая другая в то время в театре. Но это не мой имидж! Кино вообще - максимум десять процентов меня как актера. Жаль, очень жаль, что с остальной, большей и лучшей частью знакомо меньше людей... Кино для меня дело прошлое. Я не снимаюсь сейчас и не буду сниматься потом, даже если мне предложат нечто сверхэдакое. Для меня и раньше-то любой отрыв от театральной сцены был болезненным, сейчас же вообще не могу себе этого представить. Каждый раз, когда я снимался в кино, я делал в десять раз меньше, чем умею как актер.

"Критика должна быть созидательной!"

- ...Нет, на журналистов у меня пародий нет. Зато есть на критиков. Причем выплескиваю на них все запасы имеющейся желчи! Среди них, конечно, есть талантливые, умные люди, настоящие профессионалы. Но их так мало! В основной своей массе критики, театроведы - люди ущербные, обделенные судьбой. Их порой так хочется пожалеть. Но поскольку они меня не жалеют, то... А как иначе? Ведь когда люди, лишенные таланта, способности мыслить душой, но наделенные полномочиями печатать свои (а чаще чужие) мнения и суждения, устраивают тебе всенародную порку, то это бывает настолько обидно и больно!.. Мне тоже во время репетиций приходится делать замечания своим актерам. Но я это делаю для того, чтобы они лучше играли. К тому же ругаю я их тет-а-тет, а если в зале кто-то присутствует, то тщательно редактирую каждую свою фразу. То есть это своего рода созидательная критика. Это важно!

Современные критики напрочь забывают свое первоначальное призвание. Им наплевать на то, что некоторые актеры весьма болезненно переживают несправедливые, порой унизительные упреки в свой адрес! Их абсолютно не волнует, что будет с теми, о ком они пишут. Да и пишут они в основном для самих себя. Им важно вы-яв-ляться среди себе подобных, и делают они это любой ценой. Выплясывают танец на костях выбранной жертвы, а потом смотрят, понравилось ли это коллегам. И еще им не дано чувствовать. Они всегда "все знают", но никогда ничего не чувствуют. А потому по большому счету не могут отличить плохого от хорошего. Все их суждения опираются на "там слышал", "здесь прочитал", "так считают"... Вот если найти неизвестного талантливого актера и вместе с критиком поселить его на необитаемый остров, то последний умрет от догадок, хорош его сосед или плох!

"Я не гоню свою дочь в искусство!"

Трудно сказать, станет моя дочь актрисой или нет. Не знаю... Ей десять лет. К театру Полина, конечно, неравнодушна, да иначе и быть не может - она живет и воспитывается в этой среде. Выходит на сцену, играет в спектаклях, кочевряжится. Кому-то может показаться, что на талантлива. Я, например, так не считаю. Что значит - на сцене талантливый ребенок? Это вообще очень обманчивое впечатление. Мы привыкли, заметив нечто особенное в поведении детей, сразу же возводить их в ранг талантливых, прирожденных актеров, одаренных танцоров, певцов и так далее. А на деле оказывается, что это попросту врожденная непосредственность вперемежку со смелостью или рано приобретенная раскомплексованность, раскрепощенность, отсутствие стеснительности, что и выделяет девочку или мальчика из большинства своих сверстников, выходящих на сцену. И не более того! Потом все это куда-то исчезает бесследно, и лишь единицы из тех, кому мы, умиляясь, аплодировали, становятся мастерами сцены.

Театр околдовывает человека. Вы знаете, я замечал, например, что даже уборщица, которая работает сразу в нескольких местах, среди которых и театр (непременно хороший театр!), постепенно становится другой. Вдруг она превращается из уборщицы в билетершу, затем внедряется в какие-то другие, еще более приближенные к сцене сферы внутритеатральной жизни. И вот она уже помреж! То есть все - влипла в театр! Но это вовсе не значит, что она прирожденная театралка. Все это в полной мере относится и к моей дочери. Она больна театром. Но мы к этому руку не прикладывали... Ее тянет на сцену, возможно, она и станет талантливой актрисой! Ну и хорошо. И в то же время ничего страшного не произойдет, если у нее ничего не получится. Это ее выбор, ее жизнь, ее проблемы, ее история. Нас это не касается.

...Нет, Полину не испортит популярность. Она растет в интеллигентной семье и, думаю, достаточно умна для того, чтобы не опуститься до звездной болезни. У нас в семье всегда как-то прохладно относились к популярности. Папа вообще никогда не пользовался эдак, знаете ли, вульгарно-пошло своим именем. И мы все так воспитаны.

"Способен ли я на безумные поступки?.."

- По отношению к женщине - да! Конечно! Но очень боюсь, как бы это не произошло. Вообще, жизнь невозможна, наверно, без своих личных катастроф, а безумные поступки, как известно, тоже безнаказанными не остаются... Чего я боюсь? Ну, не знаю... Вдруг, например, я в кого-нибудь влюблюсь? Это же ужасно! А что тогда будет с остальными моими близкими людьми? Что будет с моим театром? Нет уж, упаси меня Господь!..

Впрочем, разве не есть (с чьей-то точки зрения) безумство присутствовать при родах своей жены?.. Но вы не представляете, как это важно для мужчины! Такое испытание сплачивает семью, укрепляет ее, дает нечто такое, что еще сильнее привязывает мужчину к женщине и к своему ребенку... Что я чувствовал во время родов? Возбуждение!.. Да нет, вы не о том подумали. Просто все это было ужасно долго, и что-то со мной тогда произошло.

"И в Москве есть провинции..."

- ...Я двояко отношусь к смыслу этого слова. Оно может звучать обидно в одних случаях, и наоборот - в других. Если не иметь в виду географическое положение, то провинций полно и в Москве, и в Питере. Можно ведь по-разному говорить о провинциальности мышления, провинциальности души, чувств. В самых далеких уголках России я порой нахожу такого зрителя, что испытываю после спектакля колоссальное удовлетворение, чувствую себя счастливейшим человеком.

Однажды мы ездили в Израиль и там в провинции дали несколько спектаклей "Сатирикон-шоу". Вернувшись, отправились с гастролями в Тольятти, где нас, по сравнению с прежним местом пребывания, ждал просто небывалый прием. Это был настоящий праздник жизни! А ведь, казалось бы, в Израиле на спектакли приходили те же, наши люди, но...

Я объясняю себе это просто: в провинции люди не стесняются удивляться, для них не зазорно вытаращить глаза! В столичных же городах приходится пробивать снобизм. Выходишь на сцену и видишь ну такие умные, начитанные лица, на которых написано: "Мы все знаем!" Им вроде как стыдно захохотать! А в провинции более "детская" аудитория, и мне это очень приятно...

* * *

- Константин Аркадьевич, вы - честолюбивый человек?
- Я больше люблю другое слово, ибо честолюбие - это, наверное, все же больше любовь к себе со стороны, жажда славы, звучания себя... Я самолюбив. Самолюбие - это более глубокое чувство, это любовь к себе хорошему. Оно помогает нам развиваться, совершенствоваться. Без самолюбия нет любви к другому человеку...