На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Портфолио

ГАЛЕРЕЯ VIP
Интервью с известными людьми

19.09.1995

Виктор Розов:
"Наш народ граждански невоспитан"

С известным драматургом Виктором Розовым мне довелось встретиться летом 1995 года в Казани на теплоходе "Виссарион Белинский". На борту его находились миссионеры, члены международной ассоциации "Вест-Ост", основной целью которой является культурное и экономическое сближение народов ФРГ и России. Розов был среди них.

- Виктор Сергеевич, расскажите вкратце о себе.

- Я родился в 1913 году в Ярославле, причем в очень торжественный день. Есть в этом городе Толжский монастырь, в котором когда-то было явление иконы Божьей матери, и этот день стал престольным праздником Ярославля. Я родился в этот день. Учился сначала в Ветлуге, потом в Костроме. Но в техникум поступать не имел права, так как отец мой был служащим, а для поступления необходимо было рабоче-крестьянское происхождение. Мне же нужно было иметь рабочий стаж, и я устроился на текстильную фабрику, учился в индустриальном техникуме.

Что касается моей литературной деятельности, то началась она очень давно, с любовных писулечек одноклассницам. Если серьезно, то уже в Костроме я, будучи совсем молоденьким, писал небольшие сценарии на злобу дня для театра рабочей молодежи. Мне тогда было 16 лет. Потом Костромской ТЮЗ, Московское театральное училище, театр имени революции, война, казанский госпиталь… Во время войны после моего ранения мы выезжали в различные города, где устраивали концерты для солдат. Я тогда уже без костылей двигался, ходил с палочкой. И вот однажды нас пригласили в одну их воинских частей, расположенных под Рыбинском. Приехали и обомлели - вся территория части огорожена колючей проволокой. Оказывается нас привезли в концлагерь. Выступили мы хорошо, задорно. А после первого отделения вдруг распахивается дверь, и за кулисы буквально влетает красивая молодая женщина. Как сейчас помню ее красивое платье, роскошные волосы. Это была Наталья Сац. Она сходу спросила: "Кто это поставил?" Я признался. И она тут же пригласила работать в ее театре. Она должна была со дня на день выйти на свободу, и ей обещали дать театр. Я согласился…

- И вот вы вновь в Казани. Не вспомните ли подробнее о годах Великой Отечественной?

Во время броска гитлеровцев на Москву я находился в народном ополчении. Вооружены мы были как красноармейцы времен гражданской войны: на ногах обмотки, в руках трехлинейные винтовки. Я был артиллеристом. Так и пушки наши, совсем старинные, передвигались на конном ходу. Противостоять лавине фашистских моторизованных частей было крайне сложно. Помню, как-то раз построил нас политрук и говорит: "Оказать сопротивление немцам мы не сможем. Наша задача - бросаться под ноги этой махине, цепляться зубами за каждый клочок смоленской земли, хоть на день-два задержать наступление фашистов на Москву…" В буквальном смысле слова - кровь текла ручьем. Но московское народное ополчение Центрального фронта свою миссию выполнило. Весь мой расчет погиб, а я с тяжелейшим ранением был доставлен сначала в один из полевых госпиталей во Владимир, потом в Казань. Казанский госпиталь находился в Клубе меховщиков. Вчера я ездил туда и даже нашел помещение, в котором находилась моя палата, подошел к окну, и перед глазами ожила картина Казани военной. Впечатления незабываемые. Насколько прекрасные люди работали здесь! И врачи, и ординаторы, и сестры, и детишки, которые приходили к нам каждый день, ползали под койками, вытирая пыль. Сострадание и человечность - вот что запомнилось больше всего!

Когда нас привезли на казанский вокзал и стали выносить из вагонов (я был загипсован по грудь), то мы увидели несколько шеренг людей совершенно разных национальностей, которые подходили к носилкам и клали на грудь кто кусок сала, кто хлеб, кто папиросы. Это незабываемо.

- А как вам Казань современная?

- Город сильно изменился. Та Казань была более провинциальным, пыльным городом. Впрочем, я мало что видел тогда. Знакомился с городом, когда шел на костылях после выписки в сторону речного вокзала, чтобы отправиться в Кострому. Сейчас же Казань великолепна. Я успел многое посмотреть: могилу Лобачевского, соборы, мечети, город.

- А люди?

- Трудно судить. Я мало общался. Одно могу сказать: тогда, в годы войны, люди были сплоченнее, держались друг за друга. К моему великому сожалению, сейчас происходит обратное, эдакое разобщение, разъединение.

- И социальное, и национальное…

- И на бытовом уровне: мой дом - моя крепость. Раньше не было такого. Я жил во времена нэпа, и во времена коллективизации, и в послевоенные годы. Мы даже не задумывались никогда, кто из нас какой национальности и кто мы по происхождению...

Это - игры. Игры, в которые играет верхушка. Ну вот собрались в Беловежской пуще три хлопца - и что получилось?! Идея создания в 1920 году республик с правом выхода из СССР - мина замедленного действия. Ее взорвали в 1991 году.

Как можно разделять людей по национальному признаку в стране, где все давно уже между собой переженились? Чисто русского и чисто белоруса найти сейчас не так-то легко. Просто на этой тонкой струне кто-то сыграл весьма скверную мелодию, даже не мелодию, а попросту военный марш. Разгорается национальная вражда, перерастающая в гражданскую войну. Убивают молодых парней, женщин, детей, стариков. Это ужасно! Позорно для народов страны, сломавшей в 1945 году хребет мощной гитлеровской машине! Это тоже игры властей предержащих. Не случайно же говорится, что самое сильное опьянение - опьянение властью. Впрочем, и сам наш народ отличают гражданская невоспитанность и покорность судьбе…

- То есть народ имеет таких руководителей, каких заслуживает? Именно народ. а не общество, которого у нас нет.

- А почему только у нас? Вы думаете, в США есть общество? Там тоже стадо. Там существуют и функционируют определенные механизмы, инструменты, которые создают покорную общность людей. Впрочем, так везде.

- Многие испытывают ностальгию по временам так называемого "застоя". А вы?

- Ни в коем случае. Да, сейчас жить тяжело. Но и день вчерашний не был светел. Я много ездил по стране. И благосостояние жителей того или иного региона всегда оценивал и оцениваю по обилию продуктов и товаров народного потребления в магазинах. Это разве хорошо, когда стоят огромные очереди за колбасой (если она есть) или селедкой, а вместо масла по талонам приходится мазать на хлеб маргарин? Однажды в одном из волжских городов в магазине я увидел огромную толпу возле прилавка. Приближаясь к очереди, почувствовал гнусный запах. Стало интересно. Протиснулся, смотрю - весь прилавок завален свиными ушами. Нет, нет и нет - лучше не было!

- Что касается времени настоящего, то вы частый гость в телевизионном "Пресс-клубе". Чем это объясняется?

- А мне любопытно услышать мнения разных людей. В студии собираются журналисты разного толка, ученые философы. И мне очень интересно слушать этот бедлам и таким образом видеть уровень общественного мнения по тем или иным вопросам. Последний раз я несколько грубовато высказался по этому поводу. Мол, такое ощущение, что я нахожусь в псарне. Кругом все лают, а толку нет.

- Вы считаете себя общественным деятелем?

- Да, пожалуй. Но автономным, имеющим собственные взгляды, не зависящие от тех или иных партий и движений.

- Станислав Говорухин ушел из режиссуры в политику. Что вы думаете по этому поводу?

- С Говорухиным у нас хорошие отношения. Мы не то чтобы на короткой ноге, просто хорошо знакомы, часто встречаемся. Я уважаю его как человека. Он написал две замечательные книги. Вторую - "Страна воров" - он подарил мне совсем недавно. Все правильно. Так оно и есть. Страна воров! Да вот жаль только, что эффект нулевой. Все читают, качают головой и продолжают: кто терпеть, кто воровать, кто управлять всем этим воровством и терпением. Что же касается его позиции по отношению к Чечне, то тут я Говорухина не понимаю и не поддерживаю.

- И все же, Виктор Сергеевич, вы больше известны не как общественный деятель, а как драматург. Возраст у вас преклонный. Выйдет ли еще из-под вашего пера новое произведение?

- Уже вышло! Новая моя пьеса является, по сути, инсценировкой произведений немецкого композитора Гофмана, воспоминаний о нем. Личность эта весьма неординарная, интересна и его судьба. На малой сцене МХАТа уже прошел рабочий прогон, которым я остался доволен. Моя работа очень понравилась Олегу Ефремову. Он даже сказал, что с удовольствием сыграл бы роль Гофмана...
И еще. На старости лет потянуло меня на такую детскую проказу - написал сценарий для новогодней кремлевской елки. Суть - история Москвы в детской интерпретации. Однако до меня дошли сведения о том, что мэр Лужков решил отложить мой сценарий до следующего года, когда Москва будет готовиться к празднованию своего 850-летия. Не знаю, доживу ли…