На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Портфолио

ГАЛЕРЕЯ VIP
Интервью с известными людьми
20/04/1991

Виталий Соломин:
"Я бываю упрямый, а порою - вредный..."

Виталия Соломина я увидел первый раз в жизни. Звучит странно, но тем не менее это так. Нет, я, конечно же, прекрасно помню Вадима из "Зимней вишни", Чацкого из "Горе от ума ", доктора Ватсона из широко известного телесериала и другие образы, созданные актером в кино и на сцене Малого театра.

Виталий Соломин, 1991 год, Казань

Человек, с которым я встретился, не похож ни на одного из них. Моложавый, стройный, высокий мужчина. Но глаза... Усталость, грусть и даже какое-то отчуждение. Взгляд в себя - такой бывает у выраженных интровертов в минуты глубокой депрессии. "Угрюмый" - таким было мое первое впечатление после короткого знакомства.

С беспокойством я подумал о предстоящем интервью. А после его фразы "Боюсь, получится ли у меня?" беспокойство переросло в тревогу. Тем более, что времени было в обрез, и беседовать приходилось в машине, записывая ответы на ходу С первых же вопросов и скупых ответов на них я подумал, что интервью попросту накрылось — передо мной сидел замкнутый и неразговорчивый человек.

Но на встречах со зрителями он преображался. Его лицо оживлялось, в глазах появлялся озорной огонек. А улыбка!.. Я все понял. Виталий Соломин играл роль самого себя! Играл искренне и правдиво. Его вдохновляли зрительный зал, аудитория. И еще я понял - интервью состоится. Просто нужно было ловить момент, пока он - он…

- Виталий Мефодьевич, как вы относитесь к искусству вообще и, в частности, к нашему искусству на данном этапе его развития?

- Искусство - это воплощение всего самого лучшего и самого доброго, что может выразить человек. А на данном этапе, я считаю, ни о каком развале его или деградации не может быть и речи. Кстати, обратите внимание на то, сколько талантов раскрылось в последнее время! Особенно на телевидении. Ведь это же один из видов искусства. Разве для ведения передачи не нужен талант? Один и тот же материал можно выдать так, что глаз не оторвешь или наоборот - скучно и неинтересно. Так что развал, распад... Такое впечатление создают те, кто зарабатывает себе на хлеб тем, что создает впечатление.

- Если уж речь зашла о телевидении, то как лично вы отреагировали на коллективное заявление группы деятелей искусства о бойкоте ЦТ?

- Это - лишь хороший жест, не больше. Когда меня попросили его подписать, я начал узнавать, на какой срок рассчитан этот "бойкот". Какие условия выдвигают инициаторы. Увы, вразумительных ответов я так и не получил. Поэтому и не подписал эту филькину грамоту.

- Расскажите, пожалуйста, как начинался ваш путь в искусстве?

- Годы моего детства и юности прошли в Чите. Тогда я завидовал своему старшему брату, который с самого начала решил, что станет артистом, и упорно шел к намеченной цели. В школе он был солистом хора. И я однажды решил своим талантом всех убить. Выучил слова одной детской песенки, но когда заиграла музыка, не смог от волнения издать ну хоть какой-то похожий на песню звук. Вот таким был мой первый выход на сцену. Потом я поехал в Москву поступать в театральное училище им. Щепкина. Там со мной в первый и последний раз в жизни занимался брат. Помню, как он сидел с важным видом, закинув ногу на ногу, и слушал меня. Эдакий Станиславский... Не кормил даже специально.

- А вы помните свою первую работу в кино?

- Будучи студентом третьего курса, я был назначен на центральную роль в одной из картин. Это было на "Мосфильме". Но съемки длились недолго, так как на второй день фильм закрыли. Первая моя серьезная работа - это несколько сцен в кинокартине "Женщины". Через несколько дней после начала ее проката я понял, что такое популярность. Это очень важно - приспособиться к новому видению себя со стороны окружающих.

- Добившись успеха на сцене и в кинематогрфе, вы, наверное, не можете не вспомнить имена тех, кому обязаны этим?

- Есть люди, у которых я учился. Опытные, профессиональные преподаватели. Но сказать о ком-либо, что я ему чем-то обязан, я не могу...

- Что вас сближает, а что, может быть, разъединяет с вашим старшим братом Юрием Соломиным?

- Нас объединяет лишь то, что мы оба служим одному делу - искусству театра и кино.

- В работе любого человека бывают моменты, когда испытываешь чувство досады или даже стыда за то, что сделал что-либо не так профессионально...

- Это происходит постоянно. Но не всегда об этом нужно кому-то говорить.

- Какие ваши работы в кино вам наиболее запоминаемы?

- "Даурия", "Женщины" , ну и, конечно же, Ватсон... "Шерлока Холмса" зачитывают до дыр люди всех возрастов во всех странах. В каждом из нас живет ребенок. В процессе съемок "Холмса" мы поняли, насколько неправдоподобны многие детали, казалось бы, логичного повествования. Снимая, например, "Пеструю ленту", мы обнаружили, что никакими силами нельзя заставить змею проползти по шнуру. Это просто противоречит ее природе. И так - во всех новеллах. Но читаешь ведь, не отрываясь и веря? Как ребенок. Одним словом, замечательное это вранье - Холмс и Ватсон. Все самые известные актеры с удовольствием соглашались даже на эпизодические роли. А Рина Зеленая, игравшая роль миссис Хадсон, не давала нам унывать во время неудач и усталости. Настолько неистощимый запас юмора и оптимизма у этой женщины!

- Вы сыграли немало интересных и серьезных ролей в театре и кино. У зрителей сложилось определенное мнение о вас как о человеке по вашим киноработам. А какой вы в жизни?

- Все, кто меня знает достаточно близко, считают, что у меня очень тяжелый характер. Я упрямый, а порою даже вредный...

- Расскажите о своей семье.

- Моя жена работает в журнале мод. Она - профессиональный художник-модельер. У нас две дочери. Старшая занимается хореографией, танцует в ансамбле Моисеева.

- В одном из фильмов вы снимались вместе с женой...

- Да. Это было лишь один раз. По сценарию мы должны были поцеловаться. И это доставило нам немало хлопот. Знаете, с любой женщиной поцелуюсь перед камерой, если это необходимо. И сделаю это совершенно спокойно, но с женой!.. Мне было стыдно. Ведь это только наше, интимное...

- "Зимняя вишня"... После второго фильма мне стало просто стыдно за нас, за мужиков...

- Да, оба фильма - о мужской несостоятельности. Может быть, даже о каком-то уродстве моральном. Хотя, на мой взгляд, наше моральное уродство порождено не чем иным, как уродством социальным. Но это уже политика, а о ней я не хочу. У многих второй фильм вызовет разочарование. Первый ведь красивее, легче и глаже. Но он более сентиментален. Второй тоже мелодрама. Характер картины более сложен. За пять лет изменились не только судьбы героев, но и сами герои. В центре внимания второй ленты судьба Вадима. И на его примере дается анализ нашей мужской феминизации.

В фильме есть такие маленькие "нечистоплотности", черненькие моменты. Но это реальнее, ближе к жизни! Есть мужчины - не ворюги. Они не могут честно обеспечить полноценную жизнь семьи, а, понимая это, теряют свое истинное мужское "я". Вот и Вадим из второго фильма. Далеко не Дон-Жуан. Не мужчина, а скорее наоборот. Ведь его берут...

- А как вы относитесь к Ольге - актрисе Елене Сафоновой?

- Замечательная женщина и очень талантливая актриса. У нее прекрасные серебристые глаза и очень выразительный взгляд. Она может играть, не говоря ни слова.

- В "Зимней вишне-2" Ольга замужем за американцем, обеспеченная и, судя по всему, счастливая женщина. А приехав в Ленинград, она проводит одну ночь с Вадимом. Но ведь это по сути — измена. Измена человеку, который подарил ей счастье, нормальную семейную жизнь.

- Измена... Об этом вообще никто и ничего не знает. Женщины очень своеобразно относятся к мужчине. Как к детям. Но ведь и дети порой такое выкинут, что мамам бывает не по себе. К тому же по природной своей сущности женщина относится к мужчине, как к противнику. Мы завоевываем их, добиваемся уважения к себе, их расположения и доверия. А почему они нам изменяют? Не знаю. Никто этого не знает, и они сами, наверное...

- Вадим - ярый автолюбитель. А Виталий Соломин?

- Да, наверное. У меня "Вольво" 1976 года выпуска. И вместе с ним проблемы. Запчасти, ремонт и, конечно же, наши замечательные дороги, которые в Москве ничуть не лучше, чем в Казани.

- А кроме автомобиля? У вас есть хобби?

- Нет, хобби нет. Но я очень люблю все, что связано с театром. Люблю участвовать в создании декораций, костюмов, вообще реквизита. Мне нравится ставить трюки.

- В каких работах вы сейчас заняты?

- Недавно снялся в фильме "Рогоносец" . Эту ленту мы, кстати, отсняли ровно за месяц. Впереди - съемка еще в двух картинах. Один фильм - советско-японский, исторический. А второй снимает мой любимый оператор Юрий Векслер. Честно говоря, сценариев сейчас хороших очень мало.

- А с кем из режиссеров вам больше всего нравится работать? С кем легко? И с кем трудно?

- Легко - с Игорем Масленниковым, поставившим обе "Зимние вишни" , и с Андреем Кончаловским. А трудно - с остальными.

- После телесериала о Холмсе вас постоянно хочется видеть рядом с Ливановым...

- У нас дружеские отношения. Это замечательный актер и очень интересный человек! Интеллектуал, эрудит, юморист. Нас однажды в шутку назвали супружеской парой. Но Холмса и Ватсона больше не будет. Очень важно - вовремя уйти.

- Если бы время повернулось вспять, и перед вами встал выбор профессии, то вы бы стали актером?

- Не знаю. Но убежден, что с успехом овладел бы и некоторыми другими профессиями.

- Как вам наш город?

- Красивый... Но запущенный, грязный.

- Спасибо за интервью. И в заключение - что бы вы пожелали читателям ?

- Счастья...

фото>>>